История создания и судьба Казанского Кафедрального собора Санкт-Петербурга

1,8K прочитали

Казанский Кафедральный собор . Санкт -Петербург.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.

Казанский собор (Санкт-Петербург)

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-2

Церковь Рождества Богородицы

В начале XVIII века на северном берегу реки Кривуша (по течению которой позже протекал нынешний канал Грибоедова) была березовая роща. Легенда гласит, что император Петр I приказал охранять этот небольшой лес, но крестьяне, работавшие на строительстве города, регулярно рубили березы для своих нужд. В конце концов император разгневался и приказал казнить виновных. Только заступничество жены царя Екатерины спасло им жизнь .

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-3

Царская забота не спасла рощу, шумевшую прямо на Невском проспекте. В 1733-1737 годах на его месте была построена церковь Рождества Богородицы. Этот храм сильно напоминал Петропавловский собор и располагался на месте современной круглой площади перед Казанским собором. Гуляющие туристы, молодежь и молодые мамы даже не подозревают, что под их ногами находится одна из важнейших церквей Санкт-Петербурга XVIII века. Икона Казанской Божией Матери была перенесена в Рождественский храм, что способствовало росту авторитета церкви. Уже тогда это место называлось Казанским собором. Его использовали для свадеб знатных и августейших особ.

Казанский собор, 1821 год.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-4

3 июля 1739 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы был совершен "законный брак Ее Высочества Блаженной императрицы принцессы Анны с Его светлостью князем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". Ребенком от этого брака был несчастный Иоанн Антонович, первый и последний русский император из Брауншвейгской династии... 28 июня 1762 года в той же церкви Сенат, Синод, двор и гвардия присягнули на верность Екатерине II, пришедшей к власти в результате дворцового переворота.

Екатерина II на ступенях Знаменской церкви в день переворота. Неизвестный художник.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-5

Исходя из этого, мы можем понять, что у Екатерины были причины любить эту церковь. В дальнейшем она осыпала храм Рождества Богородицы своими благодеяниями и не жалела средств на его украшение.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-6

Художник Premazzi Luigi. Казанский собор внутри.

«Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем». «…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве»   писал об этой церкви аббат Жоржель.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-7

Добужинский М. «Петербург. Казанский собор» 1905 г

Казанский собор праздновал победы (например, разгром турок при Фокшанах в 1789 году) и заключение мира. В 1774 году императрица обратилась к архиепископу Санкт-Петербургскому Гавриилу:

- Преподобнейший епископ Гавриил!" Завтра, то есть в воскресенье, я намерен вознести благодарственные молитвы Всевышнему за дарованный мир в храме Казанской Божией Матери. Екатерина, 1774. 2 августа. Санкт-Петербург".

20 сентября 1773 года в церкви Рождества Богородицы состоялось венчание будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, со святым помазанием нареченной Великой княгини Натальи Алексеевны.

Андрей Воронихин.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-8

Андрей Никифорович Воронихин родился в селе Новое Усолье в 1759 году. Его семья находилась в частной собственности президента Академии художеств А. Г. Строганова.

Талантливый юноша с ранних лет учился в иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, где его талант был замечен. В 1777 году Строганов отправил юношу учиться в Москву. Под руководством В. И. Баженова и М. Ф. Казакова Воронихин стал опытным архитектором, а в 1779 году переехал в Петербург, чтобы стать крепостным архитектором Строгановых.

Воронихин оставался в крепостном праве до 1785 года, когда наконец получил свободу. После этого мастер в течение следующих пяти лет путешествовал по Европе, изучая архитектуру, механику и математику. В 1797 году Воронихин получил звание профессора "перспективной живописи" Академии художеств за картину "Вид Картинной галереи в Строгановском дворце".

До 1800 года Андрей Никифорович был мало известен как архитектор. Большинство его ранних работ связано с реконструкцией интерьеров Строгановской усадьбы. Почему Павел I выбрал его для такой важной задачи? По одной из версий, свою роль сыграла неприязнь императора к Чарльзу Камерону, любимому архитектору Екатерины II. Существует точка зрения, что Воронихина горячо рекомендовал Павлу его покровитель А. Г. Строганов. Наконец, можно предположить, что патриотически настроенный император был впечатлен русским происхождением Воронихина. Сохранился анекдот, как Строганов, узнав о назначении Воронихина, с удовлетворением доложил государю:

- Наконец-то, государь, нам не нужны чужеземные таланты, у нас все свое.

-В таком случае налейте мне стакан мадеры, - не без иронии сказал Павел.

Позже Воронихин получил заказы на строительство других важных объектов, среди которых самым известным было здание Горного института. 21 февраля 1814 года Андрей Воронихин скоропостижно скончался. По городской легенде, его отравили люди – создатель Казанского собора просто не мог умереть естественной смертью.

Строительство собора

По словам Воронихина, Казанский собор действительно сильно напоминал главный храм христианского Рима, но в то же время имел ряд важных особенностей. Если колоннаду собора Святого Петра пристроили только через сто лет после завершения строительства храма, то Воронихинские колоннады были изначально задуманы и вписаны Казанским собором в ансамбль Невского проспекта. Петербургская церковь также получила более светлый купол, который несколько напоминал парижские памятники-Дом инвалидов и церковь Женевьевы (Пантеон).

Идея собора

Именно Павлу Петровичу пришла в голову идея строительства нового Казанского собора. Его вдохновила многомесячная свадебная поездка в Европу, во время которой Великий князь и его супруга посетили многочисленные архитектурные и художественные памятники Старого Континента. Многое из того, что он видел в той поездке, Павле позже скопировал в своих владениях – Гатчине и Павловске.

Рим произвел на Павла глубокое впечатление, особенно собор Святого Петра. Восхищаясь этим знаменитым творением итальянских зодчих и главной церковью католического мира, Великий князь заметил своим спутникам, что "Архиепископ Московский служил в такой церкви в Москве."

Как гласит пословица: "Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе." Нелегко было отправить архиепископа Московского в Рим, но построить подобие Никольского собора. День Петра в России был вполне возможен. Павел думал об этом, когда стал императором. Местом для строительства грандиозного собора был выбран Санкт-Петербург, город Апостола Петра. Однако в столице уже был Петропавловский собор, и было решено посвятить новый храм Пресвятой Богородице.

Готовясь к строительству Казанского собора, император Павел преследовал и политические цели. К этому времени Рим пал перед французскими республиканцами, в Италии воцарился Бонапарт, а святые места веры были осквернены санкюлотами с их безбожными идеями свободы, равенства и братства. В этой трагической ситуации Россия могла бы предстать перед Европой как оплот веры и духовности. Новый собор, казалось, намекал на то, что центр веры переместился в Россию, откуда освобождение должно было прийти к европейцам.

В 1799 году был объявлен конкурс на проектирование новой церкви. В нем приняли участие видные петербургские архитекторы того времени: Чарльз Камерон, Жан Томас де Томон, Пьетро Гонзаго, только что приехавший в Россию. Самым сложным для архитекторов было требование заказчика (то есть императора) включить в комплекс собора колоннаду, аналогичную колоннаде собора Святого Петра. -Я хочу немного Святого Петра и немного Святой Марии Маджоре в Риме, - сказал король. Поначалу Полю понравился проект Камерона-покрыть площадь перед западным фасадом собора невысокими колоннадами. Однако колонны не дошли до Невского проспекта. В ноябре 1800 года император приказал петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Я уведомляю вас об этом, чтобы вы могли помочь ему, сделав заказ. Пол очень добр к тебе."

Казалось, что помимо "Камеронской галереи" у нас будет "Камеронский собор", но в последний момент Пол передумал. Архитектором собора был малоизвестный русский архитектор А. Н. Воронихин

Мало кто обращает внимание, но на то, что Казанский собор асимметричен. По православной традиции алтарь храма должен был располагаться на востоке, а вход-на западе. Поэтому главный вход в собор расположен на Большой Мещанской улице, а не на Невском проспекте. Купол расположен не в центре, а смещен на восток. Эта асимметрия скрыта колоннадой. Через восемь дней после утверждения проекта Воронихиным Павел I издал указ: "Для постройки церкви по плану затейников мы получаем создать особую комиссию, в которой представить президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генеральному прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекаловскому, и составить строение архитектора Воронихина". К январю 1801 года комиссия составила смету строительства в 2 843 434 рубля и обязалась построить собор за три года. Жалованье Воронихина за время работы составляло 3000 рублей в год.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-9

План Казанского собора

Павел Петрович мечтал лично заложить Казанский собор, но 11 марта 1801 года император вызвал императора. Воронихин опасался, что строительство будет заморожено, но новый царь Александр I разделял мысли отца о значении новой церкви. 27 августа 1801 года в присутствии двора император лично заложил первый кирпич с вензелем в фундамент Казанского собора и серебряной лопаточкой вылил на него раствор извести. Началось строительство храма.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-10

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-11

Прежде всего рабочие расчистили строительную площадку. 11 домов, стоявших на месте будущего собора, были снесены. Их владельцы получили компенсацию – по 500 рублей каждый. Старая церковь Рождества Богородицы еще не была тронута, она оставалась на месте до конца строительства собора. Серьезные проблемы были вызваны откачкой воды из близлежащего Екатерининского канала (канала Грибоедова), которая затопила строительную площадку.

Стены собора были украшены знаменитым пудостским камнем, из которого строились многие здания и дворцы в Петербурге и его окрестностях. Воронихин нашел гранит для колонн Казанского собора во время свадебного путешествия на Карельский перешеек осенью 1801 года. Средневековыми орудиями гранит выламывали из скалы, грузили на корабли и везли в Петербург, где его окончательно обрабатывали в мастерских на Конюшенной улице. Только одна колонна высотой 10,7 м обошлась казне в сумму 3000 рублей. Всего было поставлено и установлено 56 таких колонн

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-12

Иностранцы восхищались мастерством русских рабочих: "Им, этим простым крестьянам в рваных тулупах, не нужно было прибегать к различным измерительным приборам: пытливо взглянув на указанный ими план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глаза этих людей чрезвычайно точны. С окончанием строительства спешили; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко держа в зубах кольцо фонаря, эти удивительные рабочие взобрались на самый верх лесов и старательно выполнили свою работу. Способности даже простых русских людей в технике изобразительного искусства поражают."

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-13

Но были и проблемы. В 1808 году при строительстве Казанского собора был выявлен перерасход в 832 000 рублей. Они также выяснили, что на достройку потребуется еще 1 352 384 рубля. Строителям пришлось отказаться от многих идей Воронихина. Так, гранитная колоннада, задуманная архитектором с северной стороны храма, не была построена. Не были разбиты и три площади на северной, южной и западной сторонах собора. Работе серьезно мешали споры между Воронихиным и Иваном Старовым, которому правительство поручило курировать строительство Казанского собора.

Конечно, о трехлетнем сроке строительства Казанского собора не могло быть и речи. Только 15 сентября 1811 года, через 10 лет после основания собора, в день коронации Александра I, был торжественно освящен новый главный храм Санкт-Петербурга. Чин освящения совершил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Через два года старая церковь Рождества Богородицы была разобрана.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-14

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-15

Икона Казанской Божией Матери

Главной святыней Казанского собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 году. Эта икона, чудесным образом явленная в Казани 8 июля (21 по старому стилю) 1579 года, является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления Казанской иконы Богородицы, поляки напали на Россию и захватили Москву. Но в 1612 году ополчение под предводительством князей Д. И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября (4 ноября по новому стилю) чудотворный образ Пресвятой Богородицы был привезен в Москву крестным ходом. Со времен царя Алексея Михайловича икона считалась Покровительницей семьи Романовых, а праздники во имя иконы стали общероссийскими.

С Казанской иконы Божией Матери было составлено несколько чудотворных списков, один из которых Петр I привез в Петербург. После долгого пребывания в храме Рождества Богородицы она была помещена в новый Казанский собор.

А в дальнейшем Казанская икона Божией Матери использовалась "в военных целях". Перед ее образом в 1812 году молился М. И. Кутузов.

Фонтан у казанского собора

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-16

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-17

Скултура Равноапостольного князя Владимира

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-18

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-19

Внутри храма

Внутренне убранство Казанского собора соответствовало его роскошному внешнему облику.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-20

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-21

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-22

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-23

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-24

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-25
Бабушка Д. Благово так описывала этот храм в начале XX века: «Казанский собор был отделан вновь, с серебряным иконостасом, сделанным из серебра, отбитого у французов, и все восхищались его великолепием. Икона Казанской Божией Матери, в богатейшей ризе из чистого золота, украшена очень крупными бриллиантами и жемчугом, частию из пожертвованных обеими императрицами; все это было тогда недавно сделано, и об этом много было разговоров. Показывали один очень крупный цветной камень – изумруд ли или синий яхонт – не припомню, принесенный в дар покойною княгиней Екатериной Павловной и который ценили очень дорого, а всю ризу оценили тысяч в четыреста ассигнациями, как тогда считали. По стенам развешано множество иностранных знамен, ключей от крепостей, взятых нашими войсками, и несколько фельдмаршальских жезлов, взятых в последнюю войну с французами, разорителями Москвы».
Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-26

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-27

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-28

До 1829 года украшением церкви занимался Огюст Монферран. Посетителя Казанского собора сразу же окружил лес из 56 гранитных колонн Коринфского ордена. Ворота церкви были сделаны из бронзы по образцу знаменитых "райских врат" 15 века во Флорентийском баптистерии. Иконостас храма действительно был сделан из трофейного французского серебра. К сожалению, она была утрачена в советское время

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-29

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-30

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-31

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-32
Как это обычно бывало в Петербурге, новый Казанский собор был одобрен не всеми. «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело», писал мемуарист и друг Пушкина Филипп Вигель. Но затем, постепенно, петербуржцы притерпелись к новому храму и даже стали хвастать им перед иностранцами как шедевром. «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь» спустя столетия отвечал клеветникам России Осип Мандельштам.
Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-33

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-34

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-35

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-36

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-37

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-38

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-39

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-40

Символ Бога, который есть Дух, в Казанском храме Санкт-Петербурга.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-41

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-42

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-43

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-44

Строительство собора видевшегося Павлу I как оплот русской духовности против крамольных идей Великой Французской революции было завершено как раз вовремя. В 1812 году там перед отъездом в действующую армию молился Михаил Илларионович Кутузов. Заступничество Казанской божьей матери несомненно сыграло свою роль в борьбе с вольтерьянцами

Бонапарт был повержен, а в апреле 1813 года в Казанский собор было доставлено тело умершего в походе Кутузова. Долгое время считалось, что сердце Кутузова было захоронено отдельно от трупа фельдмаршала. Якобы Кутузов приказал оставить его «с армией» в городе Бунцлау. Но сейчас ученные знают, что все изъятые при бальзамировании останки Кутузова лежат в Казанском соборе, в специальном серебряном сосуде рядом с телом. Это установило вскрытие могилы проведенное в 1933 году.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-45

Надгробие Кутузова окружает решетка, выполненная по эскизам архитектора собора – Андрея Воронихина.

Над могильной плитой развешены трофеи – французские знамена, маршальские жезлы и ключи от взятых городов. Жители Нанси, Брюсселя и Ахена могут обращаться в Казанский собор за своими ключами. Фактически храм стал памятником воинской славы, куда до начала XX века несли воинские трофеи.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-46

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-47

200 лет истории

После освящения Казанский собор жил насыщенной жизнью. В 1825 году перед церковью собрались огромные толпы зевак в связи со слухами о том, что казанцы приведут в Петропавловскую крепость "священника с рогами". С большим трудом властям удалось разогнать простаков, поверивших этой утке. На следующий год, когда в Казанском соборе состоялось отпевание императора Александра I, быстро стало известно, что враги веры и престола заложили под святыню бочки с порохом, чтобы расправиться сразу со всей династией Романовых. Жандармы долго обыскивали подземелья собора, пока не нашли две бочки вина…

8 ноября 1893 года здесь был похоронен П. И. Чайковский. 6 марта 1913 года, во время празднования 300-летия Дома Романовых, в Казанском соборе произошла давка, унесшая жизни по меньшей мере 34 человек. В июле 1917 года состоялась также панихида по казакам, защищавшим Временное правительство во время большевистских демонстраций.

В общем, после революции история храма развивалась довольно бурно. 24 мая (6 июня) 1917 года собор избрал правящего архиерея "свободным голосованием духовенства и мирян". Их выиграл епископ Гдовский Вениамин (Казанский). В дальнейшем подобные демократические эксперименты в нашей епархии не повторялись.

С 1922 года Казанский собор перешел в руки Обновленческой церкви. После закрытия Св. Исаакиевский собор в 1928 году даже получил статус кафедрального собора Обновленческой Ленинградской епархии. Но дни храма были сочтены.

25 января 1932 года Казанский собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании собора был открыт Музей истории религии и атеизма. Это единственный музей в России, экспозиция которого в полной мере представляет историю возникновения и развития религий. В советское время Музей истории религии и атеизма, расположенный в Казанском соборе, был одной из самых популярных туристических достопримечательностей города. В это время с купола церкви сняли крест и установили шпиль.

В 1991 году Казанский собор был возвращен верующим. 25 мая 1991 года там возобновились богослужения. 30 апреля 1994 года крест был восстановлен на куполе церкви. С 2000 года собор Казанской иконы Божией Матери считается соборным храмом Санкт-Петербургской и Новгородской епархии.

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-48

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-49

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-50

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-51

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-52

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-53

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-54

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-55

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-56

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-57

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-58

Казанский  Кафедральный собор . Санкт -Петербург.-59

.