Найти в Дзене

Почему мы так говорим. Жить на широкую ногу

Жить богато, не ограничивая себя в средствах.

Человек издавна привык измерять небольшие расстояния «приборами», которые всегда под рукой: пальцами, ладонью, стопой. Не случайно в названии некоторых единиц измерения зафиксировались названия конечностей — например, знаменитый английский фут (стопа, нога).

Выражение это возникло не у нас, а в Западной Европе, где в XII-XIV веках в среде вельмож и зажиточных людей модными считались башмаки с удлинёнными носами. ХIV столетии в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в два фута а башмак князя - в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного.

Рисунок из открытых источников
Рисунок из открытых источников

Мода на такие удлиненные башмаки появилась следующим образом: у одного из европейских правителей (доподлинно неизвестно, у кого из правителей: то ли у короля Англии Генриха I, то ли у графа Анжуйского Готфрида Плантагенета, то ли у его сына — английского короля Генриха II; называется также имя французского короля Филиппа IV Красивого) на больших пальцах ног были уродующие их наросты, мозоли. Желая скрыть этот физический недостаток, мешавший к тому же ношению нормальной обуви, этот правитель повелел своему сапожнику изготовить специальные ботинки с загнутым кверху носком. В итоге получился настоящий королевский эксклюзив, который, само собой, не остался незамеченным. Вскоре такая обувь стала очень модной, каждый вельможа стремился перещеголять другого, заказывая туфли с носком подлиннее. Чтобы носы туфель не мешали при ходьбе, их пристегивали к браслету у колена, а для того, чтобы они сохраняли свою форму, в них вкладывали сено. В итоге дошло до того, что королю пришлось вмешаться и ввести специальный королевский указ,регулирующий длину носка.

Простолюдинам запрещалось надевать обувь с носком длиннее половины их стопы, рыцарям и баронам не более одной длины стопы, графам — не более двух. И лишь особы королевской крови могли носить обувь любой длины. Таким образом, башмаки с длинными носками стали служить отличительным признаком знатности его владельца. Вот тогда-то и появилось выражение, которое в немецком варианте переводится буквально:«жить на большую ногу».

После этого пришлось даже издавать «Закон об ограничении длины носков у башмаков» в зависимости от званий и титулов.

Спустя два века мода на длинноносую обувь была осуждена духовенством и запрещена. Носить её, действительно, перестали, однако выражение осталось.