День Добрый!
Сегодня друзья хочу рассказать, о моём знакомстве с китайскими шоферами. Случилось это в самом начале 90-х годов. Не буду заострять ваше внимание на китайском автопроме, вся эта информация есть на просторах интернета. Просто поделюсь своими впечатлениями об увиденном в то далёкое время.
Первый раз заехали мы в Китай в декабре 1989 года на двух КамАЗах-5320 с прицепами, привезли проволоку "шестёрку" в бухтах, выгрузка предстояла в городе Чжалайнор в 40 километрах от Манчжурии. Приехали, китайцы показали нам где поставить КамАЗы. Забираем свои сумки, переводчик приглашает нас сесть в машину. И вот мы с Володей садимся первый раз в китайский автомобиль. С виду что-то средне и похожее на наши ГАЗ-69 и УАЗ-469. Тесновато, прохладно, по сравнению с КамАЗом так вообще холодильник! Между передними сидениями дополнительная печка круглой формы похожая на кастрюлю, на зеркале заднего вида висит какое то украшение красного цвета с колокольчиками, на панеле заламинированный портрет «Великого Кормчего» , на стойках зеркал привязаны ленточки красного цвета.
Водитель дождался пока усядется последний пассажир и только тогда завёл двигатель, и сразу включив первую передачу тронулся с места, чуть разогнавшись "вторую" , потом "третью". Стрелка температуры была почти на нуле.
-Вовка смотри как он мотор "душит": обороты чуть выше "холостых" всего.
-Так движок, наверное, "тихоходный".
-Да хоть бы прогрел слегка.
От дополнительной печки пошёл горячий воздух, но в машине мягко говоря было всё равно свежо. А поток воздуха от основной печки почти весь шёл на лобовое стекло. Водитель, как нам показалось ехал, как-то не правильно: ни каких «перегазовок» перед переключением на низшую передачу, часто пускал машину "накатом" и даже на короткое расстояние. И что очень удивило то что китаец постоянно сигналил без всякой на то видимой причины.
-Володька смотри наш "Захар"! Откуда он здесь?!
-Так, наверное, ещё со времён "русский и китаец братья на век"))!
-Живой ещё! Ты посмотри сколько на него угля нагружено! Наверное, как в КрАЗ с наращёнными бортами!
-А может и больше, вон как ползёт, того и гляди развалится....
Пока рассаживались в ресторане приехал какой-то важный начальник, поприветствовал нас через переводчика, не буду рассказывать про застолье, это отдельная тема и не одного рассказа)). После торжественного обеда, мы вышли из ресторана высматривая джипчик на котором мы приехали, но переводчик нам указал на чёрную легковую машину чем то напоминавшую нашу "Волгу" ГАЗ-21,
только по-моему чуть больших размеров, сели мы заднее сидение, в салоне идеальная чистота, так же какие то красные висюльки на зеркале, чехлы из плотной красивой ткани с белоснежными вставками. За руль сел китаец, который был с нами за столом и, по-моему, он даже рюмку ханжи опрокинул, но что пиво он пил это я точно помню!
-Видал Игорь, а у них тоже персональный водитель привилегиями пользуется: водочки «замахнул» рюмку, пивком «полирнул» и не опасаясь ментов за руль!
-Ну так видать шеф у него очень влиятельный!))
Позже мы частенько видели, как китайские шофёры за обедом могли спокойно себе позволить выпить бутылку пива или маленькую рюмку ханжи, что на счёт этого говорилось в китайских ПДД я не знаю. Но факт остаётся фактом: китайцы слегка прибухивали за рулём!)) Но при этом я ни разу не видел, что бы китаец с визуальными признаками опьянения сел за руль! А уж тем более упитый "в хлам"!
Машина простояла как минимум часа три на декабрьском морозе, и всё по той же схеме: мотор завёл, без всякого прогрева включил скорость и тронулся, стараясь как можно быстрее переключиться на высшую передачу!
-Да что же они так мотор насилуют! На замёрзшем движке и сразу с места чуть ли не в карьер!
-И ты Володька заметь движок то даже ни разу не чихнул и не дёрнулся!
-Ага странно как то, у меня бы "Москвич" наверное и с места не тронулся, хотя я и не пробовал ни разу, что бы вот так без прогрева!...
А на следующий день на разгрузке мы поближе рассмотрели "Захара", да и не он это был, а его китайский брат близнец, определить это мы смогли только по иероглифам на капоте и"боковинках"...
-Ну похож! Как две капли воды и звук движка такой же!
- Я таких мало видел...
-А я на таком учился в ДОССАФе.
-Так ты Вовка и постарше меня будешь, ты, наверное, ещё и "полуторку" застал)).
-По старше, но и не такой уж и древний!
А вот когда мы на погрузку приехали так от удивления чуть дар речи не потеряли! На большой продовольственной базе работали эти самые китайские "Захары" и ещё какие-то грузовики похожие на ЗиЛ-130, удивили не сами грузовики, а то сколько в них грузили!
Можете верить или нет, но сахар нам загрузили (в два КамАЗа с прицепами) с двух таких китайских "ЗиЛов"!! Правды ради сказать добавили ещё с пару десятков мешков в один прицеп, но всё-таки!
-Вот как они не разваливаются!? Смотри рессоры не то что прямые, они в обратную сторону выгнуты чуть ли не дугой!
-Ну не совсем, но интересно из какого металла они сделаны?!
-О смотри какое колесо! У него заплатка боковая на болтиках!...
-А у того так вообще уже корд весь наружу! Покрышка на ёжика похожа!)) Ну дают китаёзы! Куда только ихние гаишники смотрят!))
Манеру езды у китайских шоферов я бы назвал спокойной, по городу медленно, не торопясь и почти всегда с сигаретой, но вот у меня сложилось такое мнение что ПДД они либо не знали, либо просто плевали на него! Светофоры в то время в Чжалайноре, да и в Манчжурии можно было по пальцам пересчитать, но на них мало кто обращал внимание: у кого машина больше тот и прав, или кто первый к перекрёстку подъехал и посигналил у того и преимущество)). Но как нам говорили тогда китайцы, главная дорога всегда у гужевой повозки запряжённой ослом! И что интересно правила почти никто не соблюдал, но столкновений лично я видел единицы! И что интересно никто не выяснял отношения, а уж тем более без рукоприкладства.
Рабочий день, как мы позже узнали у переводчика, у шоферов был не нормированный, норму устанавливал начальник, то есть: куда что и сколько отвезти или привезти, и никого не волнует сколько ты проведёшь за рулём хоть 25 часов в сутки!)) А по рассказам того же переводчика те шофера кто ездил по дальним рейсам вообще сутками из-за руля не вылезали, аварийность и смертность была огромная, но и заработки у китайских рейсовиков были намного больше чем у тех, кто по месту работал.
Да и ещё один момент: перевозка пассажиров. Пассажиров перевозили где угодно и как угодно, хоть на дышле прицепа! Главное указание начальника! Сказал везти, а там уж кто куда смог тот туда и пристроился!))
Увидели мы как китайские шофера ремонтируют свои грузовики: у них тогда на улочках было много маленьких мастерских, чинили всё на улице, начиная от ремонта колеса и до переборки двигателя! И всё это так сказать "на коленке" в "антисанитарных" условиях!)) "Разъхавшиеся листы рессоры могли просто стянуть проволокой, а электросварка так это вообще был излюбленный метод ремонта. Уже позже, весной, как то гуляя по Манчжурии мы видели как китайский моторист ремонтировал двигатель от ..... прямо на двух придвинутых друг к дружке табуретках! Поршневые кольца он подтачивал напильником добиваясь тем самым нужного зазора. А ещё я лично видел, как после наплавки старых вкладышей китайский моторист при помощи простого ножа подгонял их до нужного размера! Существовал такой метод ремонта, но очень давно! Я о нём слышал, но никогда не видел! Короче каменный век!))
В большие морозы разогревали китайские шофера свои "тачанки" при помощи всяких вёдер с дырками в боках и небольших самодельных жаровен на угле, были и паяльные лампы у них, кстати я тогда первый раз увидел паяльную лампу на солярке! Разогревалась она долго, но зато жар от неё был больше чем от бензиновой.
А с какой завистью китайцы смотрели на то как мы разогревали свои КамАЗы при помощи ПЖД-30! Пройдёт всего то с десяток лет, а может и меньше, и уже наши шофера станут покупать в Китае «автономки» и ПЖД, насосы для перекачки топлива, и знаменитые "мясорубки" и ещё много чего нужного и полезного! Те же наборы ручного инструмента ! А в начале 90-х они с руками отрывали наши наборы торцевых ключей и головок!
В китайских магазинах запчастей для грузовиков в продаже было всё необходимое, начиная от рабочих перчаток и заканчивая агрегатами. Первую оплётку на КамАЗовский руль я купил в таком магазинчике, ведро с носиком типа как у лейки, с мелкой сеткой внутри этого носика, специально предназначенное для заливки топлива там же. И много ещё чего полезного. Это уже позже китайцы смекнув что к чему стали шить чехлы специально для КамАЗовских сидений, рычагов переключения КПП, накидки на спальники, шторки, мини кофеварки, вентиляторы и многое другое.
Был такой случай, когда я по молодости своих лет "зарубился" с китайским дизельным "сто тридцатым", было это на трассе Хайлар-Чжалайнор, сначала я на КамАЗе (без груза) легко его обошёл на скорости около 80 км/час, через несколько минут смотрю в зеркало, а меня этот же китаец обгоняет! Да ещё при обгоне долго сигналит своим писклявым клаксончиком! Это же оскорбление моего КамАЗа и меня лично!)) Догнал я китайца когда стрелка на моём спидометре застыла на отметке "100", так и шёл за ним выбирая момент для обгона, начался небольшой подъёмчик и встречных ни кого, самый удобный момент. Включив левый поворот я пошёл на обгон, а китаец не сдаётся! Выжимает из своего грузовичка всё что можно)), поравнялся я с ним и дал гудок из своего «воздушка», китаец от резкого звука дернулся чуть не срезав при этом правое зеркало моего КамАЗа. Я его уже почти обогнал машиной, остался только прицеп... навстречу показался микроавтобус и какая то легковушка! Увидав меня они оба не сговариваясь включили правый поворот и спокойно съехали на обочину, давая мне возможность завершить манёвр, при этом не сигналили, не мигали фарами не махали злобно руками! И я спокойно завершил начатое.
Представляю если бы я такой косяк допустил у нас в России (тогда ещё СССР), мне бы, наверное, не один час ещё икалось от очень нелестных пожеланий и матов коллег в след!)) А ту всё спокойно и без нервов, китаец после того как я его обогнал ещё какое-то время ехал позади меня, не стараясь обогнать, а потом и вообще отстал...
В заключении что я хочу сказать: по большому счёту выносливостью и трудолюбием мы почти не отличались тогда от китайских шоферов, а я так думаю и превосходили их, а особенно в смекалке, любви к своей машине и профессии, но вот в чём они нас бесспорно превосходили это: выдержка, уважение друг к другу, спокойствие и не конфликтность! Может потому у них при всём их наплевательском отношении к ПДД аварийность была намного меньше чем на наших дорогах! Не зря же про нас говорят: "Иван в драке не поможет, за то в любой войне всех победит!"
Друзья кроме как в Китае я нигде и не бывал, может у кого есть интересные истории про иностранных шоферов именно про них, про иномарки я думаю знают почти все, да и уже столько стаей про машины написано. А вот про шофёра - иностранца интересно будет всем!
- Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и свободных источников.
Спасибо огромное всем за внимание ! Не забывайте пожалуйста ставить лайки , помогите продвинуть канал , ваши оценки и внимание очень важны для меня !
Подписывайтесь на мой канал (каждый новый подписчик большая радость для меня)будет много интересного из жизни людей 90-х годов ! И не только ! Обещаю новые темы!
Всем , а особенно шоферам спокойных дорог , отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !