13 подписчиков

Тяжёлое наследие послецарского режима

Я родился незадолго до развала СССР и успел застать пропаганду, рассказывавшую об ужасах, творившихся в России до революции: кровавом царе, коварной охранке и мерзких жандармах, безжалостно истреблявших борцов за свободу трудового народа. Конечно, это не было полностью неправдой, и на долю тогдашней российской оппозиции выпало немало мучений и опасностей. Но, как известно, всё познаётся в сравнении, и первые же годы после октябрьского переворота показали, что бывает кое-кто пострашнее отечественных монархов с их спецслужбами.

Старый режим порой бывал удивительно мягок со своими политическими противниками, и на каждого каторжанина а-ля Феликс Эдмундович приходилось по нескольку ссыльных а-ля Иосиф Виссарионович (кстати, с лёгкостью оттуда сбегавших), а иные, как Владимир Ильич, и вовсе «томились» в Швейцарии. Этому факту до сих пор удивляются что либералы (Солженицын), что государственники (Стариков). И пришедшие в 1917 году к власти товарищи сделали правильные выводы из неудачного опыта господ: если хочешь править долго, уничтожай своих оппонентов.

Так большевики решительно расправились не только с классовыми врагами, но и с недавними союзниками – меньшевиками, эсерами и прочими сторонниками революции. Так Сталин, придя к власти, истребил самих большевиков. Так поздние советские правители искореняли диссидентов, «гуманно» заменив лагеря психиатрическими лечебницами. Так это вошло в привычку у номенклатуры, превратившейся после развала Союза в президентов ставших независимыми республик.

Лидеры шести стран, некогда входивших в СССР, за прошедшие тридцать лет ни разу этой привычке не изменили. Седьмая пережила короткий период забвения традиций, но сейчас, похоже, возвращается к ним. Восьмая после смутных девяностых уже два десятилетия наслаждается прежними ценностями. Ещё четыре норовят встать на европейский путь развития, но принцип «тот, кто не с нами, тот против нас» прочно засел в их подсознании. Не забывают его и оставшиеся три, хоть и вступившие давным-давно в Евросоюз.

Стоит ли удивляться, что миссия ОБСЕ, подводя итоги недавних парламентских выборов в Казахстане, говорит о «давних и системных недостатках» и о том, что «избирателей лишили подлинного выбора»? Или что в России всеми силами пытаются расправиться с Алексеем Навальным, травят его не только в переносном, но и в прямом смысле, из пальца высасывают многочисленные уголовные дела? Или что у Беларуси отбирают право проведения чемпионата мира по хоккею, который в этой стране имел все шансы превратиться в пир во время чумы?

Так что если бы Николай II хоть немного походил на основателей советского государства и их нынешних потомков, Романовы могли бы править своей Империей до сих пор…

Если Николай - Кровавый, то каковы тогда они?

#Путин #лукашенко #казахстан #навальный #выборы #авторитаризм #репрессии #большевики #диссиденты #номенклатура