Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Полёт судьбы. Ч.12

Оглавление

Виктор КОНДРАТЬЕВ

Ч.11 см.: https://dzen.ru/a/YAm1VbfJOU0w9uDf

Язов. 1984 год. В июне командующим войсками ДВО был назначен генерал армии Язов Д. Т., который серьёзно занялся вопросами укрепления воинской дисциплины в войсках округа. Каждый понедельник в 7.30 утра все командиры и начальники политотделов соединений уже были на своих рабочих местах и ожидали звонка лично от командующего округом. Это было большим новшеством в руководстве. К докладам все готовились основательно.

В нашей дивизии, как и в большинстве других соединений округа, было немало серьёзных нарушений воинской дисциплины, особенно среди рядового состава. В июле командующий лично прилетел к нам на Сахалин. После встречи на аэродроме «Сокол», командующий отозвал меня в сторону и мы пошли по бетонке вдвоём. Его интересовало моё мнение, что нужно сделать для укрепления дисциплины в соединении. То, что я ему тогда наговорил, он назвал чепухой. «Мы забываем про людей, у которых немало своих проблем, сказал он, Поговорите, буквально, с каждым из них, что у них на душе, что их беспокоит в семье и на службе, помогите им». Не буду вдаваться в подробности, как мы решали поставленную командующим задачу. Приведу лишь один пример. Когда я побеседовал с майороминженером полка в «Смирных», прощаясь, он сказал, что за всю его двадцатилетнюю службу это был первый случай, когда вышестоящее руководство интересовалось его личными проблемами и желаниями. Эффект мы почувствовали уже к концу года. Будущего министра обороны СССР маршала Язова Д.Т., участника Великой Отечественной войны, интересовали не только проблемы боеготовности вверенного ему военного округа в целом, но и кто решает эти вопросы. На первое место в боеготовности он ставил человека. Вооружение занимало в его сознании полководца почётное второе место.

Д. Т. Язов
Д. Т. Язов

Итуруп. 1985 год. Весной командиру дивизии Корнукову А. М. поступило распоряжение от командующего воздушной армией ДВО генерал-лейтенанта Буланкина В. С. Он попросил спланировать вертолёт для облёта территории острова Итуруп и дать в помощь кого-нибудь из офицеров дивизии. Выбор пал на меня. Я смутно представлял себе, для чего командующий спланировал этот полёт. Ситуация прояснилась, когда мы сели на бывший японский аэродром в 40 километрах от нашего аэродрома «Буревестник». Командующий Воздушной армией искал пригодную площадку для аэродрома «подскока». Этот, оставленный японцами при отступлении в 1945 году аэродром, использовался ими во время войны для вылетов лётчиков-смертников (камикадзе). Промежутки между бетонными плитами заросли кустарником и золотым корнем. Длина полосы была около 1400 метров, ширина 25 метров. Этого было маловато, но достаточно для взлёта и посадки современных истребителей. Взлётно-посадочная полоса обрывалась глубоким ущельем, выходящим в море. По этому ущелью на специальных подъёмниках японцы доставляли на аэродром всё необходимое для обеспечения боевой деятельности своей авиации. Это был единственный канал снабжения. От взлётно-посадочной полосы радиально просматривались дорожки к небольшим холмикам складам, которые японцы взорвали при отступлении. Изучив обстановку, мы набрали по пакету золотого корня и улетели.

Бывший японский аэродром на о. Итуруп
Бывший японский аэродром на о. Итуруп

О присвоении очередного воинского звания полковник мне сообщил лично Корнуков А. М. «Запомни, Виктор Георгиевич, полковник это очень высокое звание. В каком-то смысле, даже выше генеральского», сказал он. Все, кто был когда-то знаком с этим человеком, отзываются о нём очень высоко. Удивительной скромности человек, кандидат военных наук, лауреат Государственной премии РФ. Четыре генеральских звезды на погонах не изменили его отношения к людям. Он по-прежнему был приветлив и чрезвычайно внимателен к тому, что говорил его собеседник. Руководство страны высоко отзывалось о его командирских качествах и выдвигало его на самые высокие командные должности. Вот лишь последние его назначения. С августа 1991 года командующий Московским округом ПВО, прикрывавшим военные и гражданские объекты на территории 29 субъектов РФ. После объединения ВВС и ПВО в единый вид Вооружённых сил – Военно-воздушные силы РФ он стал их первым Главнокомандующим.

-3

Воинское звание генерал армии Корнукову А. М. присвоено Указом Президента РФ В. В. Путина в феврале 2000 года.

1 июля 2014 года А. М. Корнуков ушёл из жизни.  Он похоронен на Троекуровском кладбище города Москвы.
1 июля 2014 года А. М. Корнуков ушёл из жизни. Он похоронен на Троекуровском кладбище города Москвы.

Домой, в небо... 1986 год. Только в начале мая СМИ сообщили истинные масштабы аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля! Это чудовищное событие весьма существенно затронуло и нашу семью. Спустя некоторое время я узнал, что мой младший брат Кондратьев Анатолий Георгиевич, окончивший Сасовское училище ГВФ в 1972 году, принял непосредственное участие в ликвидации последствий ядерного заражения местности в районе АЭС. К тому времени он уже был командиром экипажа самолета АН-2 с общим налётом 4000 часов. Его экипаж был направлен Харьковским управлением ГВФ в район Чернобыльской АЭС. Экипаж в течение 10 дней обрабатывал берега реки Припяти адсорбентом, существенно снижая тем самым риск распространения радиоактивных частиц. 10 вылетов в день и 200 миллирентген за каждый вылет. Нетрудно подсчитать, какую дозу увезли с собой члены экипажа через 10 дней борьбы с радиацией. Экипаж не свернул с боевого курса, и после возвращения из адской командировки, весь состав был награждён орденом Трудовой славы 3-й степени.

Брат. Чернобыль. Май. 1986 год.
Брат. Чернобыль. Май. 1986 год.

В этот год начались структурные преобразования в авиации ВВС и ПВО страны. Дивизия переходит из ВВС в состав войск ПВО. Я был направлен в Главный штаб ВВС в Москву на должность инспектора Политуправления ВВС. С лётной работой пришлось расстаться. 2 апреля 1986 года состоялся мой последний 42-минутный полёт на самолёте «МиГ-23МЛД» с аэродрома Сокол. Прошло уже 30 лет, а желание вернуться опять домой, в небо, не ослабевает…

-6

В ПУ ВВС я курировал вопросы безопасности полётов военной авиации. В то время в ВВС ежегодно, в среднем, происходило до 100 лётных происшествий. Снижение их числа было постоянной заботой руководящего состава в Главкомате. Мне часто приходилось выезжать на лётные происшествия.

Еще одно, значимое для меня событие произошло вскоре после моего прибытия в Москву. В здании возле станции метро Кропоткинская, где располагалась Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы, в актовом зале было назначено какое-то совещание. Не зная расположения помещений, я зашёл в первую, попавшуюся на пути, комнату, чтобы спросить, куда идти. За столом сидел пожилой человек. Он рассказал мне, как пройти. Я поблагодарил его и вышел. Мельком взглянул на дверную табличку и остолбенел: на табличке значилось: А. П. Маресьев! Это была моя первая и последняя мимолетная встреча с Героем Советского Союза, первым заместителем председателя Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы, полковником Алексеем Петровичем Маресьевым, сыгравшим свою главную роль в моей судьбе в том, уже далеком, 1952 году.

А. П. Маресьев
А. П. Маресьев

Продолжение: https://dzen.ru/a/YAqqXrfJOU0wM28s?referrer_clid=1400&

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Виктор Георгиевич Кондратьев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен