Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Хржонстовский: талантливый зодчий, строивший дома и для богачей, и для простых рабочих!

Оглавление

В своих статьях, посвящённых архитекторам Петербурга, я почти всегда стараюсь рассматривать крупных и хорошо известных зодчих. Однако иногда у меня появляется стойкое желание рассказать о таком архитекторе, фамилия которого известна единицам!

Сегодня я так и поступлю: я расскажу вам о совсем неизвестном архитекторе, обладающем сложной для слуха фамилией - о Георгии Павловиче Хржонстовском! И пускай этот архитектор не построил за свою жизнь ни одной широко известной постройки - это и не важно! А важно то, что он возводил малоизвестные, но очень достойные и очень интересные здания!

Изначально я решил написать о Хржонстовском из-за двух особенно понравившихся мне зданий (я думаю, что после прочтения статьи вы и сами догадаетесь о каких домах я говорю). Однако изучив его творческий путь, я понял, что и другие его творения заслуживают внимания - не только моего, но и моей аудитории!

Ну а начну я, по традиции, с краткой биографической справки.

Биография

Георгий Павлович Хржонстовский родился в Бишкеке в 1870 году в семье подполковника инженерных войск польского происхождения. В юном возрасте он перебрался в Петербург и поступил в Институт Гражданских инженеров, который успешно окончил в 1895 году.

После института Хржонстовский пошёл по, скажем так, административному пути: он устроился в Ведомство учреждений императрицы Марии (оно занималось надзором над всеми благотворительными заведениями), а позднее - в Собственную Его Императорского Величества канцелярию (нечто вроде современной пресс-службы главы государства).

Однако главным делом Георгия Павловича была архитектура: свою первую постройку он возвёл спустя пять лет после получения диплома, и в дальнейшем он возвёл в Северной столице ещё с десяток зданий и сооружений, многие из которых признаются памятниками архитектуры и в наши дни!

Но я бы хотел отметить в биографии Хржонстовского один особенно удивительный факт, фигурирующий почти в любом источнике, рассказывающем о жизни архитектора, но достоверность которого я так и не смог ни подтвердить, ни опровергнуть. Дело в том, что до революции Георгий Хржонстовский занимался благим делом - он обучал грамоте рабочих. И принято считать, что это спасло его от неминуемых репрессий 1930-х годов (Хржонстовский был поляк, католик и дворянин - гремучая для тех времён смесь). А всё потому, что один из его бывших учеников после революции "выбился в люди" и занял высокий пост в Москве. Однако он не забыл о своём первом учителе, и потому занимался его протекцией - и вполне успешно!

Сложно сказать - является ли эта история чистой правдой или красивой выдумкой. В пользу её правдивости говорит и тот факт, что в 1913 году по проекту Хржонстовского была выстроена Воскресенское-вечерняя школа, находящаяся на проспекте Обуховской Обороны И за свою работу (за проектирование и надзор над строительством) Хржонстовский не взял ни копейки! Более того - в дальнейшем он ещё и преподавал в данной школе для детей рабочих (что совсем уж необычно для архитектора тех лет).

Кроме того, в 1917 году, сразу после Февральской революции, Георгий Павлович был избран от строительных рабочих в Первый Совет рабочих депутатов (то есть, рабочие были за него).

Таким образом, сделать точные выводы о том - правдива ли история про добро, вернувшееся Хржонстовскому от влиятельного человека, бывшего в царские времена простым рабочим - почти невозможно. Но в одном можно быть уверенным точно - благие дела Георгия Павловича действительно вернулись ему спустя годы: до революции он работал во благо народа, а уже после революции этот самый народ не забыл его добрых дел - и это прекрасно!

Но вернёмся к биографии Хржонстовского. После Октябрьской революции он руководил жилищной кооперацией, занимался строительной деятельностью (но уже больше в качестве инженера-строителя, из-за чего упоминаний о его послереволюционной архитектурной работе почти не сохранилось). Кроме того, он продолжал заниматься изобразительным искусством - акварелью и пейзажной живописью он увлекался на протяжении всей своей жизни!

К сожалению, как и многие другие архитекторы Петербурга-Ленинграда, Георгий Хржонстовский не смог пережить блокаду Ленинграда - он скончался в 1942 году.

И обычно в таких случаях я говорю "но память о творце жива". Однако это было бы слишком громко сказано - Хржонстовский не совсем уж забытый архитектор, но и популярностью он особо не блещет. Ну что ж - сегодня я постараюсь это исправить - разумеется, в доступных мне масштабах!

Доходный дом на Херсонской улице

Дата постройки: 1900 год
Адрес: Херсонская улица, 3

Этот, откровенно говоря, не особо оригинальный с точки зрения архитектуры дом я включил в данную статью по одной простой причине: это здание стало первой работой архитектора Хржонстовского. А при рассмотрении творческого пути того или иного зодчего, первая постройка играет важную, а порой даже и ключевую роль!

Доходный дом на Херсонской улице является ярким примером петербургской эклектики: это те самые дома, которые сами по себе особо ничем не примечательны, но в совокупности, в ансамбле, они формируют неповторимый облик Северной столицы!

-2

Вот и Георгий Павлович сделал свой вклад в создание подобной застройки Северной столицы. Однако всё же стоит отметить, что дом на Херсонской улице всё же обладает некоторыми интересными чертами: здесь вам и удачный ритм этажей, созданный архитектором за счёт разного облицовочного материала, и интересный (пускай и достаточно скромный) декор, и чёткий ряд треугольных сандриков, визуально разделяющих фасад на две части. Интересная работа начинающего архитектора, весь творческий путь которого был ещё впереди!

-3

Дом Т.И. Игнатьева

Дата постройки: 1902 год
Адрес: Галерная улица, 48

Второй постройкой Хржонстовского стал жилой дом, занимающий участок между Галерной улицей и набережной Адмиралтейского канала. Однако если со стороны канала фасад здания выглядит достаточно заурядно, то вот к Галерной улице обращён уже куда более интересный фасад - о нём и поговорим!

-4

Самой интересной чертой дома Игнатьева можно назвать оформление его оконных проёмов: окна второго этажа украшены подковообразными (или лучковыми) сандриками, выдающимися за пределы самого проёма, тогда как окна третьего этажа оформлены совсем иначе - их сандрики напоминают по своей форме треугольный скат крыши, но при этом боковые части сандрика ровные, а его центр изгибается так, словно сделан он не из камня, а из мягкого, податливого материала. Смотрится очень красиво!

-5

Во всём остальном дом Игнатьева - типичная постройка своего времени, отличающаяся от рядовой застройки необычным оформлением фасадов и внимательным подходом к деталям!

-6

Доходный дом Любищевой на Петроградке

Дата постройки: 1906
Адрес: Петроградская набережная, 26, Пинский переулок, 1

Доходный дом Любищевой на Петроградской набережной является, пожалуй, самой интересной и необычной постройкой в архитектурной карьере Хржонстовского. Да что уж тут говорить, это здание можно назвать одним из самых оригинальных доходных домов всей Петроградки!

-7

Ранее я уже обращал ваше внимание на излюбленный приём Хржонстовского: Георгий Павлович очень любил придавать некоторым элементам своих зданий эффект текучести, благодаря которому каменные и металлические конструкции в его домах смотрятся такими легкими и воздушными!

В доме Любищевой Хржонстовский пошёл дальше: он придал такой эффект завершению угловой башни здания, выходящей прямо на Неву - тем самым он создал архитектурный акцент, которая доминирует над окружающими постройками не масштабами, а художественным исполнением!

-8

Причём хорош не только купол, но и сама башня-эркер, выполненная в форме цилиндра - вся эта композиция уникальна для Санкт-Петербурга: вы не найдете ни одного другого здания, в котором повторялись бы подобные формы. Даже удивительно - насколько удачно Хржонстовский смог раскрыть все свои задумки в этом здании!

-9

Отдельного внимания заслуживает и основания эркера-башни: во-первых, оно продолжает мотив заданный всему фасаду доходного дома - первые два этажа Хржонстовский отделяет от остального фасада с помощью облицовки (первые этажи украшает плитка-кабанчик, тогда как остальные стены здания покрыты обычной штукатуркой).

Второй момент - это, скажем так, пол эркера. Разглядеть его можно только если подойти к дому поближе, а ещё лучше - если встать прямо под эркером. И вот тогда перед вами откроется вся его красота: сюда Георгий Павлович добавил несколько рядов узоров, которые, правда говоря, смотрятся немного эклектично.

Ну и конечно нужно отметить, что Хржонстовскому повезло с местом, на котором он возводил доходный дом Любищевой: здание находится на перекрестке небольшого переулка и живописной набережной, так что никакие другие постройки не могут перекрыть дом Любищевой, так что его выразительный силуэт просматривается практически с любой точки набережной!

-11

Отмечу также, этот дом пришёлся по вкусу и самому Хржонстовскому: сразу после постройки, Георгий Павлович поселился в одной из квартир своей же собственной постройки, в которой он в итоге и прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь же он и умер в 1942 году.

Доходный дом Любищевой в Коломне

Дата постройки: 1910
Адрес: Канонерская улица, 19-21

Для Татьяны Мироновны Любищевой Хржонстовский возвёл ещё один выдающийся доходный дом, он уже в совсем в другом районе Петербурга -в Коломне.

-12

Татьяна Любищева была женой потомственного купца Петра Любищева - вместе они содержали целую лесную биржу, один из складов которой находился в непосредственной близости к её доходному дому на Петроградской стороне. По всей видимости, дровяное дело позволило Любищевым накопить достаточно денег для строительства трёх крупных доходных домов: один из них мы рассмотрели с вами ранее, а два других рассмотрим сейчас!

-13

Важно отметить, что дом Любищевой на Канонерской улице был отреставрирован совсем недавно - в 2020 году. Этим и объясняется хорошая сохранность его фасадов: на них вы можете рассмотреть огромное множество деталей, на которые многие люди просто не обращают внимания. Да что уж говорить - при первом знакомстве с этой постройкой я тоже не был особо впечатлен - однако я начал фотографировать фасад и изучать его детали. Именно так я и понял, что дом Любищевой не зря официально признан памятником архитектуры - есть за что!

-14

Мне особенно нравятся барельефы, на которых Хржонстовский изобразил разного рода ремесленников - прямо в процессе их работы. На одном из них мы можем рассмотреть камнетёса, на другом - девушку, занимающуюся гончарным делом.

Не знаю как вам, а мне нравятся такие барельефы - приятно, когда на фасаде можно найти не только мифологические символы, но и более приземлённые сюжеты!

Да и в остальном дом Любищевой выглядит прекрасно: сам фасад не изобилует излишествами - напротив, он непривычно скромен для классицизма. Однако он и не лишён декора: есть здесь и растительные узоры, и элементы классической архитектуры (колонны, ряды венков с лентами и т.д.). В общем, баланс соблюдён идеально!

-16

Ну и не могу не отметить один важный факт: Любищева владела обширным участком, который тянулся от Канонерской улицы до набережной канала Грибоедова. И если здание, обращённое к Канонерской улице, возвёл Хржонстовский, то примыкающую к нему постройку, обращённую в другую сторону, возвёл его коллега Ипполит Претро - выдающийся зодчий петербургского модерна, который в этот раз прибег к использованию элементов стиля классицизм (как поступил и Хржонстовский).

Доходный дом Любищевой авторства Ипполита Претро
Доходный дом Любищевой авторства Ипполита Претро

Доходный дом Буксгевдена

Дата постройки: 1912-1913
Адрес: улица Куйбышева, 36, улица Чапаева, 2

Одной из последних работ Хржонстовского стало строительство крупного доходного дома на углу улиц Куйбышева и Чапаева (разумеется, во время строительства дома улицы назывались иначе - Дворянская и Большая Вульфова улицы соответственно).

Эту работу Хржонстовского можно назвать хрестоматийным классицизмом: строгий массивный фасад, насыщенный колоннами, пилястрами и фронтонами.

-18

Однако этому зданию Хржонстовский придал особую изюминку - необычное скульптурное оформление! Так, каждую пилястру на фасаде дома Буксгевдена замыкает необычный маскарон, изображающий морду какого-то сказочного существа: судя по рогам и хитрой ухмылке, эти существа являются то ли сатирами, то ли фавнами. Но сделаны они на славу - их улыбающиеся рожицы являются одной из визитных карточек дома Буксгевдена!

-19

Вторая, ещё более известная черта - орлы, обрамляющие парадные доходного дома. Благодаря детальной проработке скульптур, а также их близости к пешеходам (обычно такие скульптуры устанавливали на верхних этажах, тогда как Хржонстовский сделал их обитателями улицы Чапаева).

Правда, такая близость к народу сыграла с орлами злую шутку: они неоднократно подвергались нападкам вандалов, одна из которых случилась совсем недавно - один из орлов (второй в моей подборке фото ниже) лишился головы (на моих фото этого не видно - я делал их заранее, ещё до этой варварской выходки неизвестного).

Также хотелось бы заметить, что изначальный облик дома Буксгевдена был куда более интересным: ранее карниз здания был украшен вазонами (они располагались на постаментах, которые можно наблюдать и в наши дни - пример такого постамента на фото ниже), а две центральные колонны, обращённые на перекрёсток, завершались изящными скульптурами.

-21

Остаётся надеяться, что со временем эти детали вернуться на место, и дом Буксгевдена вернёт себе свой прежний роскошный облик!

Ну а на этом я завершаю свой рассказ о творческом и жизненном пути архитектора Хржонстовского. Очень надеюсь, что он был вам интересен! Уж не знаю - были ли вы знакомы с работами Георгия Павловича до этой статьи, и знали ли вы о том, кто является их автором. Но теперь вы точно будете обращать внимание на его, пускай и немногочисленные, но выдающиеся постройки в нашем любимом городе!

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Знаменитые архитекторы
0