Найти тему
Мел

«Чиж» и «Ёж»: как детские журналы стали прибежищем лучших писателей и поэтов СССР

Сегодня чтение журналов, особенно детских и подростковых, считается тратой времени. Да и кто вообще сейчас покупает журналы? Интернет же есть. Но когда-то именно издания для детей дали возможность писать и публиковаться тем, кто не мог этого делать во «взрослой» литературе. Об истории детских журналов в нашей стране рассказывает блогер Марина Кропылёва.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Нам всем есть за что сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку. Он буквально поднял на своих плечах детскую литературу. Вместе с Корнеем Ивановичем Чуковским они восхищались английскими народными стихами. Оба любили детские английские песенки и стихи за их озорство, парадоксальность и, в то же время, простоту изложения.

Они стремились убрать из стихов лишние слова и добивались чеканности слога, когда слова как бы сами ложатся на язык. Поэтому многие стихи Чуковского почти сразу запоминаются. Родители вместе с детьми легко запоминают его сказки наизусть: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит».

Самуил Яковлевич горел желанием создавать новую детскую литературу и заражал этим «горением» всех, кто находился рядом. И он смог увидеть самые яркие таланты тех лет и помочь их работе в детском издательстве Ленинграда, Детгизе.

Благодаря его поддержке обэриуты стали тоже писать для детей. В то время это было настоящим спасением для таких необычных личностей в литературе, которыми были Введенский, Заболоцкий и Хармс. В издательстве в 20-30-х годах работали такие писатели как Чуковский, Шварц, Зощенко, Бианки, Леонид Пантелеев, Борис Житков. В непростые 20-е годы Детгиз объединил настоящих личностей в литературе, самобытных, смелых, говорящих новое слово в искусстве.

Маршак мечтал перевести все сказки братьев Гримм для советского читателя, издать целую книгу в переводах обэриутов, но полностью книга так и не вышла. Но Введенский потом, впоследствии, печатал свои переводы сказок в журналах «Чиж» и «Еж». Про них я хочу рассказать отдельно. Это были такие веселые, смешные, творчески организованные журналы!

Их редактором был Николай Олейников — одарённый литератор, друг Евгения Шварца. Он придумал для советских детей жанр комикса, публикуя отчет о путешествиях своего лирического героя, Макара Свирепого. Писатели считали, что для того, чтобы создавать весёлую литературу, надо самим по-настоящему развеселиться. Так они и делали.

Редакция Детгиза была, кажется, самым веселым местом в Ленинграде. Очевидцы вспоминают, что стены редакции сотрясались от хохота и шуток. Посетители редакции, проведя в ней несколько часов, выходя, вынуждены были держаться за стену, чтобы не упасть после нескольких часов беспрерывного смеха. И эта творческая атмосфера вполне была отражена на страницах журнала. Достаточно посмотреть, как выглядел текст, в котором участники редакции представляли сами себя:

-2

Журналы для детей были в России и до революции. Их история берёт начало со второй половины ХVIII века — именно тогда стал выходить первый русский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Основным направлением детских журналов того времени создатели считали пробуждение интереса к знаниям, воспитание в детях честности, добродетели и благородства. Но часто бывало, что стиль повествования получался слишком дидактичным и назидательным.

А первые детские журналы после 17 года были сильно идеологизированы, им не хватало спонтанности и живости. Этим особенно отличался первый советский детский журнал — «Северное сияние». И только при участии Самуила Яковлевича, благодаря его энергии и смелости, появились прорывные детские журналы, которые поражали творческим началом, искрящейся веселостью и озорством.

В отличие от «Северного сияния» , «Чиж» и «Ёж» делали упор на познавательность, свободу и самобытность. Идеологические моменты старались минимизировать, эти темы подавались в дружеском общении с молодыми читателями. Идеи писателей дополнялись отличными иллюстрациями таких художников и мастеров своего дела, как Конашевич, Васнецов, Радлов.

-3

Так как «взрослые» стихи и произведения многих писателей не публиковались по идеологическим причинам, они нашли отдушину в детской литературе и заложили замечательные традиции для последующих детских советских и российских изданий. Ни одно детское издание тех лет не могло соревноваться с этими журналами. Корней Иванович Чуковский утверждал, что в России ни до, ни после не было таких изданий для детей.

Сохранять верность своим идеям авторам издания удавалось почти до середины 30-х годов. Потом на участников этих журналов, в том числе на обэриутов — Олейникова, Хармса и Введенского, начались гонения. Закончилось это трагически. Журнал «Чиж» был закрыт, его участники арестованы, многие погибли или были расстреляны. Маршака вынудили отречься от «врагов народа».

Но его идеи и дела, начатые в 20х годах, находят свое новое продолжение в таких изданиях, как знаменитый «Трамвай» или журнал наших лет «Чиж и Ёж».