Найти тему

Когда Церковь – самое важное в жизни

28 января 2021 года исполняется 60 лет архиепископу Элистинскому и Калмыцкому Юстиниану

В 2015 году в качестве редактора-составителя я готовил к изданию книгу владыки «По тропе воспоминаний. К 20-летию архиерейской хиротонии». В ходе её подготовки мы много раз встречались с ним и в Элисте, и в Москве. Во время доверительных разговоров раскрывался уникальный жизненный опыт христианина, проносящего свою веру через любые жизненные трудности, не мыслящего своей жизни без Церкви; архиерея, самого созидающего церковную жизнь и помогающего её созидать другим.

Родившийся во Владимирской области, будущий архипастырь учился в университете в Иванове, в армии служил в Читинской области в Забайкальском военном округе, затем семинария в Сергиевом Посаде, тогда Загорске; после неё - учёба и получение магистерской степени в Богословском институте в Румынии, служба ключарём кафедрального собора и настоятелем храма в Твери, епископом в Молдавии и Приднестровье, затем управляющим патриаршими приходами в США и после этого — управляющим Элистинской и Калмыцкой епархией. Сама география жизненного пути владыки уже впечатляет, а ведь за сухим перечислением названий мест и того, в каком качестве он там жил, — огромный пласт жизненных событий, которые не просто интересны, но и могут быть примером для тех, кто избрал в качестве жизненного пути служение Церкви.

Детство

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (в миру Виктор Иванович Овчинников) родился 28 января 1961 года в Костерево Владимирской области. В 1978 году здесь же окончил среднюю школу. С самого раннего детства он чувствовал особую устремлённость к Церкви. Его очень рано крестили, буквально в первый месяц жизни — дедушка с бабушкой по линии отца были воцерковленными людьми. Первые детские религиозные впечатления были связаны с храмовым богослужением и внезапно нахлынувшим во время чтения молитвы «Отче наш» ощущением, что слова «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» — не отвлечённые, что они относятся к каждому из нас. Эти острые ощущения ребёнка не остались мимолётными. С годами в его душе всё больше укреплялась убеждённость, что Церковь — самое важное в его жизни. Его родители не были религиозны, но и не препятствовали сыну в его устремлениях.

В то время были проблемы с религиозной литературой, которая в Советском Союзе находилась под запретом. Знания о религии пытливый ум мальчика черпал из атеистических книг, которые, ещё будучи подростком, он умел критически анализировать, отделяя факты от их оценок. В советской школе достаточно нетерпимо относились к сформированным религиозным убеждениям учеников, давление на Виктора периодически было, но для него оно оказалось посильным, лишь больше укрепив его веру.

Первые церковные послушания

После восьмого класса Виктор начал ездить на богослужения в Ивановскую область, где в церковном приходе села Бородино Гаврилово-Посадского района стал алтарником, чтецом на клиросе. Мечтал о семинарии, но после окончания средней школы по настоянию родителей поступил на исторический факультет Ивановского государственного университета. Начал ходить на богослужения в единственный действовавший тогда в Иваново Преображенский кафедральный собор, стал архиерейским иподиаконом. Однако открыто участвовать в архиерейских богослужениях мог только во время поездок в приходы. В Иваново ему приходилось во время службы просто стоять в алтаре, потому что соответствующими структурами сразу были бы сделаны «оргвыводы» в связи с тем, что студент «идеологического» факультета университета «попал под влияние церковников». После окончания университета Виктор Овчинников официально стал иподиаконом епископа Ивановского и Кинешемского Амвросия, за что его едва не лишили университетского диплома.

Армия

В армию Виктор был призван после года иподиаконства и после поступления в Московскую духовную семинарию. Он служил в отдельной роте, расквартированной почти на самом берегу Аргуна, по которому проходит граница с Китаем. Во время полуторагодовой военной службы он в полной мере осознал, что наличие сильного духовного стержня внутри важнее физической силы. Тяготы и дисциплина солдатской жизни закаляли его для трудностей церковного служения.

Семинария

После службы в армии Виктор вернулся в семинарию — желание посвятить свою жизнь Церкви за полтора года только укрепилось. После учёбы в университете уровень преподавания в семинарии казался не очень высоким, но, помимо получения богословских знаний, семинария давала возможность постоянного общения с верующими сверстниками, участия в богослужениях Троице-Сергиевой лавры, приобщения к традициям Московских духовных академии и семинарии. Во время учёбы в семинарии наиболее ценным было общение с её ректором — архиепископом Александром (Тимофеевым), у которого имевший уже достаточно большой жизненный опыт семинарист стал старшим иподиаконом и многому научился. На всю жизнь он запомнил его наставление: «Монах пишет только одно прошение: на постриг. Всё остальное принимает по послушанию». Во время учёбы в семинарии им был сделан и выбор между вступлением в брак и дальнейшим служением женатым священником и принятием монашеского пострига.

24 марта 1988 года Виктор Иванович Овчинников был пострижен в монашество с именем Юстиниан; на Пасху 1988 года рукоположен в сан диакона, 26 июня того же года — во иеромонаха.

Румыния

Отцу Юстиниану хотелось продолжить обучение в Московской духовной академии, однако священноначалием было принято решение о направлении его в Богословский институт Бухареста, впоследствии ставший факультетом государственного университета. Главной сложностью была необходимость быстро выучить румынский язык. Поражала религиозность народа, внешне не скрывавшаяся даже во времена правления Николае Чаушеску, что разительно отличало Румынию от Советского Союза. Его магистерская диссертация была посвящена истории русских старообрядцев-эмигрантов (липован) в Румынии. Архивы для исследователя, являющегося профессиональным историком, были практически недоступны; при её подготовке он опирался преимущественно на имеющиеся работы румынских историков по данной теме и на ту информацию, которую сумел получить в ходе интервьюирования тех липован, которые согласились на беседу. Сама защита состоялась, когда иеромонах Юстиниан уже был ключарём кафедрального собора Твери.

Тверь

Назначение в Тверь в 1992 году было связано с желанием отца Юстиниана служить священником не за рубежом, а в приходах Центральной России, что было учтено. Помимо службы ключарём в кафедральном соборе, он был назначен наместником Вознесенского собора Твери. Ему удалось добиться возвращения этого храма Церкви, сформировать при нём очень активную православную общину, реализовывавшую просветительские и миссионерские проекты, которые для того времени казались фантастическими. Он всегда был открыт для людей. Как сам владыка говорил впоследствии, «…архиерей и священник должны стать отцами своих духовных чад; братьями для тех, кто ещё не дорос до таких отношений, потому что многие из тех, кто недавно пришёл в Церковь, тяготятся такими отношениями, что священник — отец. Хорошо: будь мне братом, будь мне другом, будь просто человеком, который хочет доброжелательно говорить о духовных вещах». В том же 1992 году его возвели в сан игумена. Служба в Твери продолжалась до 1995 года, когда было принято решение о назначении его епископом Дубоссарским, во многом связанное с опытом учёбы и жизни в Румынии.

Приднестровье

1 сентября 1995 года в Донском монастыре Москвы состоялась хиротония архимандрита Юстиниана в сан епископа Дубоссарского, викария Кишинёвской епархии. В его викариатстве было всего 26 приходов, в основном сельских. 6 октября 1998 года он стал управляющим новообразованной Тираспольской и Дубоссарской епархии. Впрочем, по сути, будучи викарием, он имел полномочия епархиального архиерея — самостоятельно рукополагал священнослужителей, освящал храмы, подписывал антиминсы.

Служение в Приднестровье — 15 лет жизни владыки, его ежедневного труда. Он никогда не экономил силы, не «берёг себя», неся это служение, открыто высказывал свою позицию по подчас острым вопросам. Сложность его положения в те годы понятна каждому, кто знаком со спецификой жизни региона в этот исторический период.

И ему очень многое удалось. Создавались приходы, где была возможность — строились новые храмы, росло число священнослужителей, и качественному их составу тоже уделялось большое внимание. По числу приходов и священников епархия выросла в несколько раз. 25 февраля 2008 года епископ Юстиниан был возведён в сан архиепископа. Приднестровье стало для него родным; его авторитет в Приднестровской Молдавской Республике был очень высок. Архиепископ Юстиниана заслужил уважение не только в Приднестровье, но и в Молдавии; он почётный гражданин Тирасполя (столица Приднестровской Молдавской Республики) и Комрата (Молдавия); награждён орденами Трудовой славы (Молдавия), «За личное мужество», Почёта (ПМР). И когда казалось, что он останется здесь навсегда, 5 марта 2010 года его назначили управляющим патриаршими приходами в США.

США

Специфика служения в Соединённых Штатах была совершенно иной, чем в Приднестровье: огромные расстояния между приходами, незначительное количество православных по сравнению с основным населением, наличие многих православных юрисдикций, необходимость решения серьёзных задач в совершенно ином правовом и культурном поле. Большая часть патриарших приходов сконцентрирована в штатах Нью-Йорк, Пенсильвания, Мичиган; есть приход во Флориде, приходы в Сан-Диего и Сан-Франциско. Николаевский кафедральный собор находится в Нью-Йорке. Перед назначением архиепископа Юстиниана в США состоялось воссоединение Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью, и в число его задач как управляющего патриаршими приходами в США входило выстраивание добрых отношений с её иерархами. Во время своего служения в Америке архиепископ Юстиниан выпускал авторскую телевизионную программу «Живое слово» на русскоязычном канале RTVI в Нью-Йорке. Всего было выпущено свыше 150 программ, которые есть в интернете. Охват зрителей был колоссален: США, Россия, Украина, Молдавия, Прибалтика, Израиль, Австралия.

Во время служения в США он посетил с совершением Литургии и последующим широким общением с прихожанами все патриаршие приходы в США и Мексике, некоторые по несколько раз. Сохраняется добрая связь и поныне с духовенством и мирянами. Для возрождения угасшей жизни в Свято-Андреевском приходе г. Тампа он стал юридически зарегистрированным председателем приходского совета — старостой.

При продолжении капитального ремонта Николаевского собора Нью-Йорка было изыскано и освоено около 2 млн долларов. Проведена очень хлопотная и дорогостоящая работа по перерегистрации двух юридических лиц — «Николаевский собор» и «Патриаршие приходы в США».

При Николаевском соборе были созданы ранее не существовавшие воскресная школа для подростков и организация молодёжи. Некоторые акции последней широко известны: раздача георгиевских ленточек в Нью-Йорке, марш по Манхэттену русских Дедов Морозов и Снегурочек в новогодние дни.

В 2011 году на праздник в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Николаевском соборе Нью-Йорка состоялось событие исторической важности: после длительного разрыва литургического общения, произошедшего в 1949 году, предстоятели Американской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви митрополиты Иона и Иларион совершили совместно Божественную Литургию и отправили по этому случаю извещение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Калмыкия

25 июля 2014 года после окончания рабочей религиозной визы для пребывания в США архиепископ Юстиниан был назначен управляющим Элистинской и Калмыцкой епархией. Все свои переводы на новые места служения в совершенно иные условия он всегда воспринимал как волю Божию, помня наставление архиепископа Александра.

Возвращение на Родину его обрадовало. Предыдущий опыт архиерейского служения стал надёжным фундаментом для выстраивания церковной жизни в одной из национальных республик России с преимущественно буддистским населением. На сегодня очень многого удалось достигнуть — завершается строительство нового кафедрального собора в Элисте, развивается церковная жизнь в действующих приходах, проводятся масштабные церковно-общественные мероприятия, осуществляются переводы Священного Писания и духовной литературы на калмыцкий язык. Он пользуется заслуженным авторитетом не только у духовенства, прихожан и общественности, но и у органов государственной власти региона. 1 сентября 2020 года ему было присвоено звание «Почётный гражданин Республики Калмыкия».

***

На сегодняшний день вышло несколько книг владыки Юстиниана, как автобиографического характера, так и включившие в себе его проповеди, которых за годы служения им было сказано много. Его живой опыт жизни в Церкви, открытость, искренность, которые сквозят через каждую страницу этих книг, могут быть очень полезны как для тех, кто ещё только ищет свой путь к Церкви, так и для тех, кто его уже нашёл и уверенно по нему идёт.