Найти тему

Александр I. Часть 1

АЛЕКСАНДР I

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА I. РЕФОРМЫ (ДО 1812 Г.)

Александр I
Александр I

Родители: Павел I Петрович Романов и Мария Федоровна, принцесса Вюртембергская

Александр I был старшим сыном Павла I, родился 12 декабря 1777 г. Вступил на престол в результате успешного дворцового переворота (заговора) против своего отца, от него унаследовал все те проблемы, которые назрели в России к началу XIX в. Правда, молодой царь был искренне уверен, что в отличие от отца он хорошо понимает сущность этих проблем и знает, как их решать. И, казалось бы, определенные основания для такой уверенности у него были.

Детство и юность императора Александра I были, пожалуй, не совсем обычными для русского самодержца. Бабка его, Екатерина II, сразу же после рождения отняла мальчика у родителей, взяв его воспитание и обучение под свой полный контроль. Екатерина II стремилась воспитывать его в духе модных тогда идей Просвещения. Совершенно особую роль в становлении Александра I, в формировании его взглядов и убеждений сыграл его учитель швейцарский генерал и государственный деятель Фредерик Сезар Лагарп. Будучи человеком широкого образования, к тому же руссоистом (последователем французского писателя и философа Жан-Жака Руссо), Лагарп при каждом удобном случае внушал своему ученику ненависть к деспотизму, стремление к законности, справедливости, любовь к просвещению. Как показало будущее, его уроки не пропали даром.

Фредерик Сезар Лагарп
Фредерик Сезар Лагарп

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой предыдущего царствования. В манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет править “по законам и по сердцу” своей бабки Екатерины Великой. 13 – 15 марта 1801 г. последовали указы об амнистии лиц, подвергшихся гонениям при Павле I, о снятии ограничений на торговлю с Англией. 31 марта был отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы. 2 апреля император подтвердил Жалованные грамоты дворянству и городам и упразднил политическую полицию – Тайную экспедицию Сената. Следствие по политическим делам было передано в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством.

В то же время Александр I, заручившись поддержкой гвардии, отверг предложенные ему П. А. Паленом, П. А. Зубовым и другими заговорщиками проекты, ограничивавшие самодержавие дворянско-олигархической конституцией. Вместо этого появился указ об учреждении Непременного совета – законосовещательного органа при государе. Первоначально в Совет вошли 12 человек, среди которых были руководители важнейших государственных учреждений, представители высшей бюрократии. Члены Совета получили право подавать представления на императорские указы и обсуждать законопроекты. Однако утвержденный 3 апреля 1801 г. Наказ Непременному совету определил, что этот орган “не имеет никакого действия внешнего и силы, кроме силы соображения”. Практическое значение Непременного совета было крайне невелико.

О “молодых друзьях” императора. Придя к власти в результате переворота, Александр I быстро сумел взять ситуацию под свой контроль. Заговорщики во главе с П. А. Паленом были высланы из Петербурга. Царь окружил себя теми, кого считал единомышленниками. Это были молодые, хорошо образованные и реформаторски настроенные представители знатных родов, вошедшие в мае 1801 г. в состав так называемого Негласного (или “Интимного”) комитета. Александр I называл его также “Комитетом общественного спасения”.

Комитет стал неформальным органом, напоминавшим скорее дружеский кружок, действовавшим в обстановке негласности, т.е. секретности. Его членами были граф Павел Строганов (сын богатого екатерининского вельможи, состоял членом Якобинского клуба в Париже и слыл поклонником Наполеона), граф Виктор Кочубей (уже в 30 лет занял высокий пост вице-канцлера, был полезен Александру I своей бюрократической опытностью), граф Николай Новосильцев (англоман, обладал энциклопедическими знаниями и выдающимися деловыми качествами) и польский князь Адам Чарторыйский (как заметил современник, “мыслил и действовал как заядлый поляк”, но был “благороден, бескорыстен и честнейших правил”). Еще одним членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в его заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 г. Так же как и Александр I, они восприняли идеи эпохи Просвещения и стремились преобразовать Россию в соответствии с ними. Заседания Негласного комитета проводились в личных комнатах императора в Зимнем дворце. Главной задачей комитета была “систематическая работа над реформой безобразного здания администрации государства”. Члены комитета были единодушны в том, что неограниченное самодержавие должно стать орудием постепенных и ненасильственных преобразований, которые следует проводить крайне осторожно из-за неготовности общества к реформам. Негласный комитет просуществовал до ноября 1803 г., сыграв важную роль в подготовке целого ряда серьезных реформ.

Негласный комитет
Негласный комитет

Об учреждении министерств и преобразовании Сената. Первоочередной реформой, занимавшей царя и его “молодых друзей”, стало завершение дела, успешно начатого Екатериной II: создать новые центральные органы управления, которые могли бы плодотворно взаимодействовать с местными органами, учрежденными в ходе губернской реформы 1775 г.

Эту задачу Александр I решил в 1802 г., подписав указ об учреждении министерств, имевших целый ряд преимуществ перед старыми коллегиями, созданными еще Петром I.

Во-первых, принцип коллегиальности (коллективности) управления – решения в коллегиях принимались советом должностных лиц – заменялся принципом единоличной власти. Во главе министерств стояли министры, имевшие самые широкие полномочия в порученной им сфере деятельности; в то же время они несли за эту деятельность персональную ответственность. 

Во-вторых, по сравнению с коллегиями государственные дела были поделены между министерствами более четко и разумно. Всего было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения.

И наконец, министерства обладали еще одним серьезным преимуществом. В ходе их учреждения налаживалась так называемая “линейная система”. Местные органы власти, выполнявшие определенные функции, оказывались в подчинении у соответствующих министерств. Так, например, в подчинении у министра внутренних дел находились губернаторы, которым, в свою очередь, подчинялись капитан-исправники в уездах. По этой “линии” осуществлялось административное управление страной. Раскладка и сбор податей, решение прочих финансовых вопросов шли через Министерство финансов в центре, казенную палату в губернии и уездного казначея и т.д. Таким образом, именно министерская реформа 1802 г. завершила многовековой процесс создания в России единой, строго централизованной системы управления.

В том же 1802 г. своим указом Александр I четко определил новое место Сената в системе государственного управления России. Сенат стал исключительно высшим контрольным органом, “блюстителем законности”. Министры должны были ежегодно выступать в Сенате с отчетами о деятельности своих министерств. Сенат получал право посылать своих чиновников – знаменитые “сенатские ревизии” – в центральные и местные учреждения. При этом Сенат должен был именно “блюсти закон”, т.е. выявлять случаи его нарушения в деятельности бюрократов разных уровней. Подобные же задачи ставились перед Сенатом и в отношении судебных органов – он принимал и рассматривал апелляции, т.е. жалобы на несправедливые решения местных судов.

В целом реформы в сфере центрального управления были достаточно важны и серьезны с точки зрения совершенствования системы управления. Но они совершенно не меняли его самодержавно-бюрократического характера. В Негласном комитете велись разговоры о конституции, о частичном ограничении абсолютной власти царя. Но все так и осталось разговорами.

Продолжение следует.