Найти тему
Добрый Аудиофил

Аудиофильская Инженерия: Избавляемся от каши в голове!

фото отсюда https://photosight.ru/photos/2367422/

Всем Доброго Аудиофильского!

Тут такое дело! Попросили меня в комментах, чувак напиши в чем различие технических характеристик аппаратуры класса Ха-Фай и Хай-Энд.

Ну я взял и написал! А ее никто не читает! Нет, ну оно и понятно! Я там привел параметры, которые большинство начинающих инженеров отродясь не слышали, что в природе такие существуют. А ведь их еще и померить надо. А это ж целая методика, которой тоже отродясь начинающие инженеры не слышали.

В общем-то, а чего я в такой ситуации ожидал? Я получил вполне ожидаемый ступор, в восприятии изложенного материала.

От меня все ждали, что я напишу, что-то вроде КНИ такой-то - это Хай-Фай, а такой-то - Хай-Энд.

Да еще и с придыханием на грани фальшстарта, готовились не соглашаться с указанными значениями. А я им про какое-то Время Стандартной Реверберации.

Чувак ты офигел??? Это еще что за параметр такой???

Вообще-то с замера этого параметра, начинаются учебники по звукорежиссуре. Причем не музыкальной, а эфирно-вещательной. Этот параметр определяет пригодна данная студия для записи речевых сообщений на радио, или надо поискать что-то другое.

Проще говоря Диджей На Радио в этом шарит! А вот инженеров, что вроде как круче этого Диджея, в плане знаний об электронике переклинило.

И вот это недоразумение и привело к тому, что сейчас будет написана эта статья...

Это же ведь фигня какая-то, а не инженерия, если инженер в базовых параметрах не шарит, но при этом, ведет себя как эксперт в области звука!!!

Надо как-то научиться адекватно оценивать уровень своей компетентности в вопросе!!!

*******************************************************************************

Вот сейчас и будем этому учиться!

Понятно, что статью прочитает от силы 5 человек. Тут же сейчас по таким люлям наприлетает!!!

Будем считать, что статья ориентирована на Аудиофилов, которых забодали инженеры, что в звуке не разбираются, но мозг про него выносят!

*****************************************************************************

1. Первым делом наши странные инженеры-антиаудиофилы критикуют даже не провода. Они обажают поспорить про Винил VS Компакт Диск.

По их логике Теорема Котельникова верна на 100 процентов, и сомнению данный факт подвергаться не может.

Первым делом спрошу, а ничего что с Земля Вертится? А ведь эту теорию то принимиали, то отрицали, то снова принимали. Там ведь история такая, что до сих пор споры идут. Причем с такими сложно-техническими доказательствами, что дух захватыет оттого, что они смогли этот технический способ придумать, и более того релаизовать.

Но теорема отсчетов однозначно верна. Слепое доверие. И никого не напрягает тот факт, что ее в 5 разных дат, в интервале аж в 50 лет, 5 разных человек написало. Мало того две из них, с инетрвалом в 14 лет(чуть чуть могу путать даты) написал один и тот же человек. Вернее в первом случае он это сделал в одиночку, а во втором когда ему было 35 лет, в соавторстве в 28 летним парнем. И никого не напрягает такая странная история у этой теоремы. Она абсолютно и однозначно верна!

Но это ладно. Главый довод наших инженеров, он ведь основан не на том, что они кучу источников литературы проштудировали, и все теоремы разом прочитали, и даты сопоставили.

Он ведь гораздо проще. Он ведь как звучит, в современном мире? "Все эти Хай-Резы это развод потребителя на деньги".

Так ведь?

Ну давайте посмотрим. Есть у меня бюджетный ноутбук. Стоил 20 тыщ рублей в 2008м году. На нем выход на наушники звучит с храктерными артефактами дешевых усилителей на наушники. В басах инермодуляционная вата со всего частотного диапазона подгуживает.

На нем нет ни одной наклейки про звуковые возможности его.

А вот однако АЦП там на 96 кГц дискретизации. А ЦАП - ужас - на 192 кГц.

Спрашивается, как именно они в данном ноуте, разводят потребителя на деньги? Ни разу не афишируя данного обстоятельства, да еще и не сильно запариваясь над схемотехнчиеским качеством его реализации.

Да еще во времена, когда Хай-Резов в природе не было. А Аудиофилы считали, что компьютер для качественного воспроизведения музыки не пригоден.

Но вот между тем звуковуха там на 192 кГц.

И никакой рекламы данного факта, как и повышения цены. Более того, я году в 2014м хотел купить себе планшет на Винде. И спрашивал продавцов какая там звуковуха стоит. Так ни один, как минимум из 10 опрошеных, не оказался в теме того, что в продаваемых им компах есть какой-то там Хай-Рез. А это ведь уже времена, когда я сам музыку с компа слушал во всю.

И как же выходит, что такой развод потребителя на деньги, стоит в большинстве современных ноутбуков, и при этом никак не рекламируется от слова вообще? Ни наклейки на ноуте, ни инфы от продавцов, ни обзора ни в одном журнале?

Вот именно. ЦАП на 192 кГц есть, а развода потребителя НЕТ!!!

Есть что-то другое, требующее дополнительных качественных изучений вопроса. Которое данные инженеры не сделали, и более того не делают, и делать не собираются. Да еще и на фиг шлют при попытке их замотивировать это сделать.

Но нам главное от этой каши отделаться.

Улучшение качества сигнала при росте частоты дискретизации имеет место быть! Главное сейчас этот факт понять!

При этом вычислительных ресурсов в компе достаточно, чтобы просто ЦД исходник пересчитать. Не надо для этого объем файлов увеличивать. Но между тем, что-то я таких софтварных решений ДАЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТ не вижу.

И это в наш век триальных и студенческих лицензий на софт.

В то время как файлы увеличенного объема, даже на этом тракте дают слышимый результат.

2. Инженеры призывают к тому, что надо делать усилитель высокой верности воспроизведения.

И вроде бы дело говорят. Но вот одна незадача. При этих призывах они смело критикуют Аудиофильские Аппараты, но вот при попытке поговорить с ними о схемотехнике усилителей в профессиональных студийных мониторах, начинаются какие-то непонятки из серии никогда в глаза их не видел.

Хотя вроде бы признает, что там схемотехника достаточной точности.

Но вот почему-то совершенно ей не интересуется.

Т.е. лозунги орет, а по факту никакого интереса к тому, как же там, что реализовано на уровне высокой точности?

Не будем сейчас критиковать дальше этот момент. Просто отметим как факт.

3. Тут уже мы все хороши. Мы порой делаем различные выводы о существовании изменений звука, основываясь исключительно на собственной их идентификации.

И бывает так, что если мы не идентифицируем различие, то готовы упорно спорить, что его нет.

Я однажды слышал как человек сравнивал Винил и ЦД, и не услышал разницы. При этом на вопрос на чем сранивал, сказал - Жан Мишель Жарр.

Вот блин! Ты знаешь, что основное различие между этими носителями в звучании тарелочек, но умышленно сраваниваешь на музыке где нет тарелочек???

Мало того, еще и музыка изначально цифровая, синтезированная.

Откуда в ней различиям-то взяться?

Такой же случай был и на Пэт Шоп Бойс.

Хотя эта группа изначально пишется в Сидюковой Цифре. На виниле тот же Сидюк записан. Там без вариантов.

Но есть те кто сравнивал и разницы не услышал!!!

И если так подумать. Ведь со слухом-то у парня все в порядке!!! Мифов не слышит!!! Ни грамма самовнушения!

4. Тоже наш брат Аудиофил хорош. Бывает такой разговорчик, что вот мол новодел с цифры пишут, а самый лучший винил был в... внимание... конце 80х.

Не 70х, а именно 80х. Причем человек говорит, что это он на слух оценивает. Вот как Скорпионс тогда звучали.

Но в реальности с 1982го 90 процентов Европейской и Американской музыки стали записываться в цифре. И на виниле в 80х записана цифра на 96 кГц дискретизации.

Точно такую же цифру сейчас пишут в 90 процетнах новодельного винила.

Но нет. Он разницу слышит. По дате издания на обложке. Вернее как. Он же знает, что Винил новодельный цифровой. Он от него держится подальше.

Правда в том, что он его никогда и не сравнивал.

Но в мифах шарит. Профессионально!!!

Отметим же себе как факт. Если вы как слушатель в звучании Винила 80х не слышите разницу с Винилом 70х то:

а. Вы счастливый человек.

б. Новодел звучит так же. Т.е. разницу между Новоделом и Винилом 80х вы не услышите.

При этом такой Винил звучит в 2 раза лучше, чем Компакт Диск.

Вернее в 3. Я разницу в глубине кватнтования не учел. Было 16 бит, а стало 24. Это еще 1.5 раза в плюс.

5. Снова вернемся к инженерии. В мире полно схем разных усилков. И есть люди, что стремятся в этом всем разобраться. Те что Самодельщики! Респект им и уважуха от меня лично!

Но с ними есть такой нюанс, что они собирая схемы слышат разницу на слух и решают какой лучше.

И вот это я считаю ошибкой. Дело в том, что если уж браться за самоделки, то не экономить на 315х транзисторах по цене 3 рубля за штуку.

А разбираться с тем, как выжать максимум студийной точности из усилка и колонок.

Часто самодельщики хватаются за рациональные схемы. Когда и колонки полочники, но звучат приятно. И усилки на 5 транзисторах, но с глубоким басом.

Этот рациональный поиск решений он хорош. Я вот сейчас тоже вынашиваю сабвуфер, чтобы на габарит маленький и питание от ЮСБИ. Разрабатываю схемку Дросселньного УНЧ. Вместо традиционного реостатного.

Ну чтобы все напряжение питания использовать, а не отсекать часть его на резисторе.

Будет класс Б на полевиках в выходном каскаде.

Тут идея не качество звука, а именно рациональность решения. Маскимум мощности от ЮСБИ порта. Максимум баса от ЮСБИ порта.

Но это все таки следующий шаг инженерной смекалки.

А вот начинающим нужно стремиться найти максимально-точный усилитель. Разобраться как он работает. Откуда берутся искажения, и как они в этом усилителе минимизированы под самый плинтус, а то и ниже.

А все Аудиофильские дела делать примочками между источником и входом предусилителя!!!

Это позволит заодно понять схемотехнику Звукорежиссерских примочек.

Как работают компрессоры, эксайтеры, ревербераторы, октаверы.

Кстати октавер - это ведь широкополосный генератор второй гармоники, не менее широкополосно отфильтровывающий основной тон - весьма полезный инженерный навык в понимании, как схемотехника работает.

И собрать весь комплект этих игрушек. А то и несколько. И уже после того как на них будет понято, какие процессы и как именно звук модифицируют.

И как именно эти процессы происходят в транзисторах.

Вот только после этого исследовать упрощенные схемы, с одновременным стремлением понять, как правильно и благозвучно вносить искажения, экономя на транзисторах.

Часто начинающие норовят делать наоборот. Брать упрощенные схемы и с недюжинным трудолюбием собирать их штук 5 разных. И далее сравнивая на слух, который еще не опытен, оценивать какой звучит "точнее". Хотя по фатку приятнее на их слух.

И вот это суровая ошибка. Сначала нужно действительно сделать то, к чему призывают инженеры-антиаудиофилы.

Сделать максимально точный усилитель! И понять как именно и какие именно искажения в нем устранены. Освоить эти приемы.

Чтобы вот никаких "для домашней Хай-Фай техники этого решения более чем достаточно" - нужно выжать максимум точности. И понять как именно он выжат!

А вот после уже делать свои разработки Аудиофильских усилителей.

6. Следует из 5го пунтка. Нужно изучить базовые основы звукорежиссуры.

И базовые основы создания электронной музыки на компе. Вот чтобы не сэмплы, а именно цифровой синтез от задающего генератора. Как в драм машинах начала 80х.

Чтобы на этой базе освоить и как вторая-третья-пятая гармоника звук меняют, четко управляя процессом в синтезаторе. Причем не просто ее подмешивания, а с ее фирменной, независимой от основного тона, кривой изменения амплитуды по времени. Т.е. нарастания-затухания. И резонирования.

Чтобы потом все эти косяки(правильнее процессы) в усилителе слышать! И ими управлять, так чтобы получить Приятный Аудиофильский звук.

Ну и чтобы научиться отличать акустические натуральные процессы изменения(формирования) звука от электрических. У них все таки разная динамика. И если это научиться слышать...

Вот тогда и получится профессиональный Аудио-Инженер. Который и максимально-точный усилитель сделать может. И максимально Аудиофильский сварганить от которого башню сносит! И на 3х транзисторах усилок Джона Лоуренса Линсли-Худа порвать!

*************************************************************************

Я бы продолжил еще. И скорее всего это сделаю во второй части.

Здесь же добавлю, что скоро на канале начнет выходить более подробный цикл Аудиофильской Инженерии. Именно с пристальным изучением того как сконструировать усилитель высокой точности.

Вот чтобы без компромиссов.

Паралельно с ним будет цикл базовых основ Звукорежиссуры и Электронной Музыки.

Чтобы научиться слышать все эти гармоники и изменения их динамики во времени.

Все это будет со звуками, которые я тоже буду выкладывать. Этот факт будет эволюцией канала. Кроме текстового поля на канале появятся иллюстрации звучания разных схем!

*************************************************************************

Думаю какую-то часть каши из головы мы сейчас откинули. Кстати когда я искал фото для обложки, мне неоднократно попадалась картинка с вопросом "Может ли каша в голове быть пищей для ума?"

От себя у меня к вам небольшая просьба. Я на 3д принтер коплю. Ну чтобы корпуса делать для колонок и других конструкций.

И для сабвуферика, что планируется. Мне нужны ваши просмотры!!! Я ни о чем больше не прошу. Только дочитывания материалов, и комментарии по ним. А так же пишите ваши вопросы. Я буду на них отвечать отдельными статьями!

Просто, поймите меня правильно. Данные инженерные статьи читают мало. А значит мне придется возвращаться к обзорам магнитофонов. Они конечно все равно будут. Но я планирую сместить основной объем материалов в более инженерное русло.

Обзоры схемотехники неизбежно ведут к интересам о том, чтобы сделать, что-то свое. Вот я и хочу сделать важный шаг в этом направлении.

Я буду делать самодельные схемы. Показывать их фотки, выкладывать примеры их звучания. А так же подробные разборы как они работают.

Причем это будут не чужие схемы, а именно мои. Там обзор процессов делать проще. Я ведь сам разрабатывал! Это совсем другой уровень подробностей и ответов на вопросы!

Но без вашей зрительской поддержки этого ничего не случится! Мне нужны ВЫ!!! Вы меня мотивируете это сделать! Ну и Яндекс, своей приятной, бонусной, реакцией на ваши просмотры!!!

Ведь именно он приближает нас с вами к 3д принтеру, и регулярным закупкам радиодеталек!

Договорились? Будете читать инженерный контент про самоделки и разработки? Пишите "Да" в комметариях, чтобы я знал сколько нас!!!

Мы скоро начинаем НОВЫЙ ЦИКЛ основ Аудиофильской Инженерии! С самоделками и прототипами!!!

И как всегда - Спасибо, что дочитали!!!

А еще подсуну вам виджет на ЮСБИ Паяльник. Всего 500 рублей. Планирую прикупить кстати. Давно хочу попробовать, что может паяльник с питанием от Пауэр Банка. Буду в метро сидеть паять. Типа домашку делаю!

А есть еще вот такой. Правда от 12 Вольт. Но всего 200 рублей.

Еще раз Спасибо!!!