Конечно травля в школе - это огромная и серьезная проблема. Дети очень жестоки. Особенно серьезно проблема развивается тогда, когда ситуация подогревается взрослыми. Расскажу несколько истории из своей практики. Ситуация первая: 5 класс. В классе был неформальный лидер. Мама мальчика была психологом, и с первого класса выстраивала поведение сына таким образом, чтобы он был лидером в классе. В дело шло запугивание, подкуп, запрещенные картинки и тд. При окончании 4 класса произошел конфликт между папой этого лидера и папой другой ученицы. 5 класс начался с жесткой травли девочки. Оскорбления, порча вещей, дразнилки и тд. Девочка тихая, застенчивая, маленькая. Отпор она дать не могла. Вмешалась я, как учитель. Провела классный час, на котором предложила каждому ученику высказать свои претензии в адрес девочки, если они есть. При этом, просила высказывать только личные претензии. Исключить ситуации, в которых ребята не участвовали сами, исключить ситуации, о которых они знают с чужих слов. Говорили долго, но в итоге поняли, что ни у одного из обидчиков нет личных причин для обиды на эту девочку. Все обиды исходят только из одного источника - от того самого мальчика-лидера. Хорошо, что дети это поняли, начали извиняться перед девочкой и ситуация изменилась. Кстати им настолько понравились такие разговоры, что вплоть до окончания школы они продолжали практику таких разговоров для решения проблем в классе. Больше буллинга в этом классе не было.
Другая ситуация - 8 класс, математический, только сформирован, большая часть учеников - мальчишки. Самый сложный возраст, новый коллектив, идет притирка. В классе есть один очень непростой мальчик. Он претендует на позицию лидера, но не тянет на нее ни по интеллектуальным ни по физическим данным. Дети в классе очень сильные. Скажу, что на этапе выпуска из 22 человек было 8 медалистов, 12 аттестатов с отличием, 2 мастера спорта. Вот такой класс. И вот такой мальчишка с амбициями, но в невыгодной ситуации. Он начинает задевать всех и каждого, сталкивать лбами, плести интриги, подставлять других. При этом на уроках он позволял себе обвинять учителей во взяточничестве. Смысл обвинений примерно таков - если 5 поставили мне, значит я заслужил, если другому - значит оценку купили. После очередной провокации, когда он позволил себе ногами ударить упавшего одноклассника, я поняла, что после уроков его будут бить. Причем будут бить долго и серьезно. Неспортивного поведения- ударить ногой упавшего - пацаны не простят. И вот я затеяла такой же откровенный разговор. Цель -помочь непризнанному гению вписаться в коллектив. 1,5 часа ему дают советы, анализируют поведение и советуют, как измениться, чтобы не попадать в неприятные ситуации. Причем говорят по делу, без оскорблений, доброжелательно. Итог разговора- реплика: "Буду я еще под кого-то подстраиваться, пусть они все под меня подстраиваются!". Парень уходит хлопнув дверью. МЫ все в недоумении. Принимаем решение просто по возможности - не реагировать на его провокации и избегать столкновений. Так и проучились до 11 класса. Правда в 11 классе он все же получил за оскорбление учителя, причем прямо на уроке. Но это уже другая история.
Вывод какой? А вывод в том, что заинтересован в травле обычно один-два ученика, которые таким образом самоутверждаются. Иногда, при попустительстве взрослых, это происходит достаточно долгое время, иногда не срабатывает. Все зависит от того, кто является зачинщиком травли, и от того, насколько доверительны отношения между учителем и учениками. Одно скажу - тихо уходить, не выход из ситуации. Я считаю, что нужно говорить, проговаривать проблему и находить выход.