Невидимый барьер между тренером и учеником


Есть множество факторов, которые влияют на рост спортивного мастерства у спортсмена-профессионала или любителя. Однако некоторые из них сложно кардинально улучшать и постоянно развивать. Например, физические природные данные, способность к обучению, внимательность, психологическую устойчивость – все это имеет индивидуальный максимум и поддается развитию очень медленно. Стоит при этом также понимать, что прогресс постоянным быть не может. В какой-то момент основной будет стоять задача просто сохранять через тренировочный процесс навыки, физическую форму, которые были получены благодаря усердным тренировкам.

Но не об этом хотелось бы поговорить в настоящей статье.

В этой статье мы порассуждали на тему отношений между тренером и учеником. Приятного прочтения!

Одним из главных, по нашему мнению, фактором личного прогресса является взаимоотношение тренера и ученика. Это взаимодействие актуально как для профи, так и для любителей, но намного чаще эффективность такого сотрудничества снижается именно в любительском волейболе.

Не всегда спортсмен, тренирующийся несколько дней в неделю, осознает возникающий барьер между собой и тренером. Однако начало такого, зачастую невидимого для игрока, противостояния хорошо заметно со стороны. Выражается это в том, что ученик полностью или частично «не слышит» тренера. Вроде – слушает, но однозначно – не слышит. Слышать информацию – это значит пытаться реализовывать в собственном действии задачи, поставленные извне. Поставленные тренером на конкретные технический элемент, упражнение, тренировку.

Понятно, что не все получается с первого раза и что сложно выполнять новую двигательную задачу, находясь при этом в гуще игрового события. Понятно, что у любого человека, выходящего на пляжный корт, существует и свой личный опыт, и определенное состояние, и переживания, и цели. Но тем не менее, барьер между тренером и учеником начинается и выражается (повторимся) именно в отсутствии у спортсмена «слуха» на слова, подсказки, требования тренера.

Давайте поразмышляем, а для чего же Вам нужен тренер?

Для мотивации работать на тренировке? Да, отчасти.

Для создания интересных и эффективных упражнений? Возможно.

Для разработки и реализации последовательного тренировочного плана? Да, конечно!

Но все перечисленное – это максимум 50% от необходимости присутствия тренера на тренировке. Остальные 50% в работе тренера относится к его функции фокусировать внимание ученика не только на первоначальных целях и задачах, но еще и на поступательности в достижении конечного результата.

Очень часто все внимательно слушают и пытаются понять «механику» упражнения, то есть, кто куда бежит, что делает и куда направляет мяч. Но зачастую упускают самое главное: для чего это упражнение? за чем необходимо в нем следить?

Одно и то же упражнение можно делать с разной эффективностью, которая зависит в большей мере от того, какие тренер расставил в нем приоритеты, какие он выявил у ученика основные проблемы и какие он расставил акценты внимания для ученика на конкретные 10-15 минут.

Конечно же, нюансов в технике, альтернативных действий и возможных ошибок в одном игровом эпизоде очень много. Уследить самостоятельно за всем сразу невозможно.

Вот здесь и нужен тренер, который подскажет за чем конкретно нужно следить в данный момент, а что можно оставить за скобками, на втором плане. Иногда бывает, что лучше, вообще, не получающийся элемент выбросить из головы, а сконцентрироваться на чем- нибудь другом. Например, на предыдущем действии или просто побороться за точку касания с мячом, за правильные постановку рук и ног. Ведь как гласит девиз волейбольного московского «Динамо»:

«Мы отходим назад только для того, чтобы начать разбег».

В этой статье мы порассуждали на тему отношений между тренером и учеником. Приятного прочтения!-2

Если вы ощущаете наличие некоего «барьера» между вами и тренером, или сам тренер вам несколько раз намекнул на то, что вы не слышите его, постарайтесь найти причины. На наш взгляд, они могут быть такими:

- Недоверие к тренеру. Тут все понятно, либо доверяй, либо меняй тренера на того, кому доверяешь.

- Уход в себя. Это когда ученик находится в своих мыслях и переживаниях. Возможно, он хочет добиться чего-то пока невозможного или неправильно понимает приоритетность действий, суть элемента в отдельности или игры в целом. Тут совет один, максимально освободить себя от посторонних мыслей и довериться тренеру. Лучше потом спросить результат с тренера.

- Свое понимание и видение игры, которое сформировалось на личном опыте. Тут тренер должен аргументировать свою позицию и объяснить почему именно так надо сделать. Но иногда стоит опять вернуться к 1 пункту и просто доверять тренеру. Все-таки тренировка — это не 100% демократический режим взаимоотношений тренер-ученик, тренер является неким диктатором и его надо слушать. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени диктатор, у каждого свой стиль.

- Банальная рассеянность и невнимательность. Тут можно целую книгу написать, поэтому дать рекомендацию как бороться с этим моментом, можем только одну – быть внимательнее.

- Отсутствие мотивации. Вы должны для себя решить, для чего вам нужны тренировки и что вы хотите от них получить в итоге. Тренер, конечно же, должен вам помогать с мотивацией, особенно когда появляется физическая усталость или неудачи в соревнованиях.

Спасибо за внимание и старайтесь больше вникать в слова тренера и слышать его!