Сегодня одни ныряют в прорубь, другие отмечают день рождения. Первые – это президент России, вторые – художница Синди Шерман, коллега Мамышева-Монро, фотограф и муза в одном лице.
Эту двойственность подчеркивает Бертран Бонелло в своем коротком фильме «Синди: Моя кукла». Это, конечно, не «Портрет девушки в огне» и даже близко не стилизации самой Шерман, которая очень любит кино и цитирует любимые фильмы постоянно.
Фильм Бонелло с Азией Ардженто, изображающей художницу за работой, у самой Шерман вызвал неоднозначную реакцию. «Актриса в роли меня изо всех сил пыталась сказать: «Боже, это так мучительно!», а я подумала: «Ого, всё же совсем не так». Мне весело, когда я работаю, даже когда снимаю мрачные вещи», – сказала Синди в интервью журналу Apollo в 2019 году.
Куклы в творчестве Шерман – мотив частый и навязчивый. То она манипулирует Барби, то вырезает манекены из бумаги, то превращает в куклу саму себя.
Как рассказывает Кэлвин Томкинс в своей книге «Жизнеописания художников»:
«Когда я спросил Шерман про образы насилия на ее последней нью-йоркской выставке – про изрезанных и изувеченных кукол, – она согласилась, что фотографии довольно жестокие, а потом сказала, что недавно, «как всем известно», прошла через болезненный развод и, вероятно, в какой-то мере дала в них выход своей злости. Никто не разу не видел, чтобы она дала этой злости выход в чем-нибудь еще.
Она идеально, плакатно иллюстрирует изречение Т. С. Элиота, что чем совершеннее художник, тем дальше в нем отстоят друг от друга страдающий человек и творящий ум».
В 1975, еще до своей великой серии «Untitled Film Stills», она сама снимет на камеру Super 8 смешной анимационный фильм на 2 минуты «Кукольная одежда» (Doll Clothes), где слегка поиздевается и над поп-культурой, и над историей искусства.
С днем рождения, Синди!