Знаточество (фр. Сonnoisseurship) – направление и метод в искусствознании; единственное направление, которое рассматривало вопрос о художественном качестве произведения как научную проблему. В области художественного рынка к помощи знатока прибегают, когда необходимо произвести атрибуцию произведения, но прямые доказательства принадлежности к эпохе или автору отсутствуют.
Словарь «Merriam-Webster» определяет знатока (Сonnoisseur) как «того, кто разбирается в деталях, технике, приёмах изобразительного искусства -- и способен выступать в роли критика». В «Значении визуальных искусств» (1955), Эрвин Панофский пишет: «Коносьера можно определить как немногословного историка искусств».
Знаточество существовало с эпохи Возрождения как неотъемлемая составляющая коллекционирования произведений искусства (М.Микиэль, Дж.Вазари) – и широко распространилось в XVII – XVIII веках, по мере развития частного собирательства и художественного рынка (например, Ф.Бальдинуччи в Италии, Р. Де Пиль во Франции, Дж. Ричардсон в Англии).
Как научное направление знаточество сложилось во второй половине XIX -- начале XX веков, в период формирования музеев Франции, Германии, Великобритании и др. европейских странах, бурного развития художественного ранка.
Один из первых профессиональных знатоков, итальянский живописец Дж. Морелли (публиковавшийся под псевдонимом Иван Лермольефф), медик по образованию, разрабатывал метод атрибуций, основанный на анализе незначительных деталей (форма ногтя, мочка уха и т. д.), в которых, по его мнению, инстинктивно обнаруживает себя индивидуальность художника. Знатоки следующего поколения в большинстве своём критически относились к методу Морелли, считая его слишком упрощённым и механистическим. По словам М. Фридлендера, от того, «чем автор выдаёт себя», знатоки обратились к тому, «в чём он себя проявляет», т. е. от разбора отдельных деталей они перешли к анализу целостного впечатления от картины.
Крупнейшие знатоки были либо директорами музеев, активно формировавашими коллекции (в Берлине В.Боде и М.Фридлендер, в Лондоне Дж. Поуп Хеннесси), либо частными собирателями и экспертами художественного рынка (Б.Беренсон в США и Италии, Р.Лонги в Италии).
Усилиями знатоков был определён корпус работ многих уже известных художников, открыты новые имена. Знаточество заложило основы музейной деятельности, систематического изучения памятников искусства. Оно способствовало введению в научный оборот целых пластов художественного наследия, неизвестных ранее, тем самым создав фундамент для дальнейшегоизучения искусства представителями др. школ и направлений.
Источники: Merriam-Webster Dictionary, Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
#art #artinstitut #институтартбизнеса #лекция #антиквариат #искусство #историяискусства #артмаркет #мирискусства #education #артменеджмент #артрынок #mediaart #стильжизни #тренд #socialmediaeducation #современноеискусство