Осенью 2009 года я побывал в селе Шкинь, ездил туда что-бы посмотреть на Церковь Сошествия Святого Духа. Тогда она была в плачевном состоянии и тут вычитал, что церковь эту отремонтировали. Ну и не долго думая, решил прокатится посмотреть на нее.
Шкинь впервые упоминается в документах ХV века - в первой духовной грамоте Великого Князя Василия Васильевича (1462) и в одном из актов Симонова монастыря (сер. ХV в.). До 1671 года село числилось как дворцовое, а в указанном году "было пожаловано в вотчину князю Юрию Андреевичу Долгорукову за выдающуюся роль в подавлении мятежников Разина". В ХVIII веке село Шкинь Коломенского уезда Московской губернии, расположенное на правом берегу реки Северки, принадлежало генерал-майору Гавриле Ильичу Бибикову. Участник Суворовских походов, Г. И. Бибиков был более известен как хозяин и строитель роскошной подмосковной усадьбы Гребнево, в которой состоялось освящение каменной летней церкви во имя Гребневской иконы Божией Матери. А спустя три года - 25 августа 1794 года - вельможа получил от Коломенского епископа Афанасия новую храмозданную грамоту, теперь уже на строительство в селе Шкинь. Бибиков задумал возвести каменный храм с тремя престолами, главный из которых был посвящён одному из важнейших событий христианской истории - сошествию Святого Духа на апостолов, почитаемому как день образования вселенской Церкви.
В документе, ознаменовавшем начало строительства, было сказано: "По власти, от Бога нам данной, благословляем вместо оной деревянной вновь каменную церковь построить во имя Сошествия Святого Духа с двумя приделами. Благочинному Троицкой церкви, что в Ямской слободе, церкви священнику Михаилу Феодорову с надлежащим молитвословием обложить, и нам рапортовать, а просителю по подобию прочих святых церквей оную строить, и всем приличным снабдить. А притом наблюдать, чтобы алтари были не тесные и престолы не выше и не ниже аршина и 6 вершков; когда зданием оная церковь с приделами совершится, и как утварью, так и книгами и сосудами серебряными снабжена будет, тогда оный благочинный должен описать вес и к ним представить.
Потому священными антиминсами и об освящении благословением нашим снабдить ту церковь не оставим. Дана сия грамота за подписанием нашей руки с приложением печати в городе Коломне, которую по построении новой каменной церкви хранить в оной всегда". Новый храм возводили на месте прежнего, освящённого во имя Архистратига Михаила и называвшегося в документах ХVIII века Архангельским. Однако попытка строительства в камне была предпринята не в первый раз.
В 1762 году Иван Андреевич Друцкий-Соколинский обратился к епископу Коломенскому и Каширскому Порфирию за разрешением выстроить в Шкини каменную церковь, так как деревянная была "давнего построения вся весьма обветшалая" и священнослужение совершалось "в немалой нужде". Храм предполагалось возвести неподалёку от деревянного, на том же самом погосте, и назвать в честь праздника Преображения Господня, с приделом Архистратига Михаила, о чём и была получена храмозданная грамота. Но строительству не суждено было начаться, и новый хозяин Шкини, князь генерал-поручик Василий Владимирович Долгоруков, в 1775 году направляя епископу просьбу, писал по-прежнему об "Архангельской церкви". В 1791 году клировые ведомости показали увеличение прихода храма Шкини на 60 дворов. Вероятно, это было связано с утратой Никольской церкви в селе Борисово, которое располагалось напротив, на левом берегу Северки. Имя архитектора, к которому обратился Г. И. Бибиков за помощью в строительстве, до настоящего времени неизвестно. Современные исследователи, отмечавшие "несомненное мастерство проектировщика", предполагали авторство В. Баженова, Родиона Казакова и даже губернского архитектора И. Селехова. Лишь в начале ХХI века было замечено типологическое сходство храмов Шкини и Гребнева, возведённых по заказу Бибикова почти одновременно. Автором проекта гребневской церкви стал подпоручик архитектуры Иван Иванович Ветров (Иоганн Ветер), а идея внутреннего убранства принадлежала капитану архитектуры Степану Васильевичу Грознову (Грязнову). К тому же оба они состояли на службе в военно-инженерном ведомстве, подчинённом Г. И. Бибикову.
Строительство, начатое в 1794 году, длилось шесть лет. Возведённый к 1800 году, храм являл собой зрелище необычайное и характеризовал "целый этап развития русской архитектуры", Редкими для сельского храма были не только размеры - длина 38 м, ширина 10 м, - но и его облик. Два десятка белокаменных колонн окружали храм с апсидой. Украшением западного фасада были крытая паперть, увенчанная аттиком, и две двухъярусные колокольни - северная и южная. Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - помещался в летней части храма. В зимней, отделённой стеклянной перегородкой и отапливаемой двумя голландскими печами, располагались престолы в честь Архангела Михаила и святителя Николая. Храм был богато декорирован лепными и резными деталями. Нужный для строительства и отделки белый камень добывался около Коломны, из низовьев Москвы-реки.
Об этом свидетельствует, по мнению исследователей, производивших осмотр здания храма, качество известняка "без отбраковки с включением раковин". Добытый, по видимому, там же жёлтый доломит, несмотря на высокую твёрдость и прочность, из-за насыщенности водой вскоре стал разрушаться, что сказалось на внешнем облике колонн (подмосковный доломит не выдерживает и 30 циклов замораживания и оттаивания). Из белого камня были выполнены цоколи, колонны и капители, карнизы с медальонами, узорное основание главы ротонды и другие многочисленные элементы декора. К строительству были привлечены местные крестьяне. И среди них мог оказаться уроженец соседнего села Борисово, потомственный каменщик Иона Губонин, державший каменотёсную мастерскую в Подольске. В 1800 году Свято-Духовский храм был освящён.
После смерти Г. И. Бибикова в 1803 году Шкинь перешла во владение его второй жене - Екатерине Александровне Бибиковой (Чебышевой). Ко второй половине ХIХ века Свято-Духовской храм начал ветшать, одновременно обновлялся и украшался святынями. В 1848 году по прошению церковного причта была построена ограда церкви с белокаменными воротами, облицованными кирпичом. После 1850-х годов храм был отремонтирован и расписан, в том числе и на средства, несколько десятилетий собиравшиеся юродивым Данилушкой Коломенским, которого призрел настоятель храма - священник Гавриил Воскресенский. С правой стороны от алтаря сохранилась единственная могила от погоста, некогда располагавшегося вокруг Духовского храма. Здесь в 1884 году был похоронен блаженный Данилушка, труды которого по обновлению и украшению храма стали известны далеко за пределами Шкини.
23 февраля 1922 года вышел декрет об изъятии церковных ценностей на всей территории страны, что было началом разорения и осквернения многочисленных православных святынь. Не избежал этой участи и Свято-Духовской храм Шкини, в результате изъятия для передачи в ГОХРАН в фонд помощи голодающим, из церкви было изъято чистого серебра шестнадцать фунтов тридцать шесть золотников (7 кг 394 г). Службы в Свято-Духовском храме в 1920-х годах продолжились. Последним священником перед закрытием был отец Василий (Воинов). Сам храм был закрыт в 1930-е годы и впоследствии разграблен. 23 августа 1959 года архитектором Г. К. Игнатьевым был произведён технический осмотр здания под складское помещение совхоза "Индустрия". Вскоре на обмеренной площади - 470 кв. м - стали хранить удобрения, а немногим позже были растёсаны внутренние проёмы для проезда сельхозтехники.
В "Паспорте памятника культыры, Свято-Духовской церкви с. Шкинь. №223. А114 1362" сказано о произведённой в 1966 году консервации строения архитектором М. Б. Чернышовым. Указано также, что церковь была принята под охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года, №1327. Видимо, именно это дало возможность говорить о "незаурядном храме эпохи классицизма" в советских путеводителях по Московской области, а также породило легенду об "оригинальном облике, близком к собору Александро-Невской лавры в Ленинграде". В 1975 году был разработан проект реставрации под руководством архитектора С. П. Орловского, сопровождавшийся фотосъёмкой. Она зафиксировала не столько повреждения здания, сколько проступающие за ними остатки былой красоты храма. В конце 1987 года появилось известие, что ВООПИиК выделило 500 тысяч рублей на реставрацию церкви в Шкини, но судьба этих денег так и осталась неизвестной. Настоящее восстановление храма и возрождение в его стенах духовной жизни началось лишь в начале 1990-х годов.
7 сентября 1991 года была образована община верующих из 24 человек, принявшая Гражданский устав. С 1993 года богослужения в Шкини совершал настоятель Знаменского храма села Непецино Димитрий Киреев. 18 марта 1996 года в приход был назначен священник Олег Горбачёв, и начались регулярные богослужения в Никольском приделе. В 2001 году настоятелем Свято-Духовского храма стал священник Иоанн Новиков. В 2007-2009 годах церковь была включена в Федеральную программу финансирования и была начата реставрация.
10 мая 2015 года состоялось освящение 10 колоколов, которые были подняты на восстановленные храмовые звонницы. Самые большие из них: Благовестник - весом 5200 кг, вседневный колокол - 2000 кг, великопостный - 530 кг. 19 декабря 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Никольский придел, 5 июня 2017 года он же возглавил чин Великого освящения Свято-Духовского храм села Шкинь.
В 2009 году храм выглядел так:
А это дореволюционные фото:
После, немного прогулялись вдоль реки Северка. В интернете вычитал что тут есть интересные пешеходный мостик.
Пешеходный арочный мост (Горбатый мост), который построили во время СССР, предположительно в 80х годах, в замен рухнувшего старого.
Старый мост был построен в 18в, его устои из известняка обложенные кирпичом, еще видны на берегах.
От воды до верхней точки моста получается очень приличная высота, метров 10-12 наверное (хотя могу ошибаться).
В статье использованы материалы из книги: Индзинская А. В. "Свято-Духовский храм села Шкинь". - Коломна, изд-во: Старое Бобренево, 2017
- Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!