74 подписчика

Слово на Крещение Господне

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Нынешний праздник имеет сразу три названия: Крещение Господне, Богоявление и Просвещение.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Нынешний праздник имеет сразу три названия: Крещение Господне, Богоявление и Просвещение. Первое наименование имеет в виду действие, совершенное над человеческой природой Господа Иисуса Христа. Второе имеет в виду Его явление человеческому роду в силе божественного достоинства. Хотя единородный Сын Божий воплотился и вочеловечился уже тридцать лет перед тем, как прийти к Иоанну Крестителю на Иордан, Его пребывание в мире составляло тайну, открытую очень немногим. Теперь же пришло время спасения, время подвига и время победы.

Иоанн Креститель получил ясное свидетельство того, что явился Мессия, который будет крестить людей Духом Святым. Иоанну Предтече было явлено, как открылись небеса и сошел на Иисуса Дух в виде голубя, раздался и голос Бога Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». То есть пророку открылась в образах и знамениях полнота Божества – Отец, Сын и Святой Дух.

Иоанн, поняв Кто перед ним, еще прежде этого откровения, ужасается и отказывается возлагать свою руку на безгрешного Владыку и Творца всего сущего. Однако повинуется слову своего Царя Христа, чтобы исполнить, как сказано в Евангелии, всякую правду. А правда заключалась в необходимости воссоздания человеческого рода водою и Духом.

Открылось таинство более великое, чем создание из ничего целого мира. Потому что при создании мира не требовалось согласия новых творений. Тогда как при воссоздании существ, наделенных разумом и свободной волей, требовалась их осознанная тяга к духовному просвещению. Так мы подошли к объяснению третьего наименования настоящего праздника, носящего имя Просвещения.

Его необходимым, непременным условием является покаяние. Поэтому и проповедь Иоанна Крестителя началась словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Единственное средство при встрече с Царством Небесным не быть опаленным им, не ослепнуть от его славы – осознание своего недостоинства и одновременно осознание жизненной необходимости самому приблизиться к этому вечному Царству.

Как пишет пророк Моисей, при создании мира «Дух Божий носился над водою». При воссоздании мира Тот же Святой Дух вновь носится над водою, чтобы очистить эту подвижную и всепроникающую стихию от скверны человеческого греха, чтобы сделать ее проводником божественной благодати.

Господь погружается в воды Иордана и принимает рукоположение от Иоанна Крестителя, чем показывает, что явился в образе раба с целью спасти человечество от вечного рабства диаволу. В это самое время сходит Святой Дух на воды, чтобы сообщить им благодать очищать не только плотскую нечистоту, но также исцелять души людей от греха.

И как почти два тысячелетия назад Господь Иисус освятил естество вод через погружение в них, так святая Церковь на всем протяжении своего существования в память того Богоявления на Иордане совершает великое освящение воды. Оно происходит до отпуста божественной литургии, когда Бог находится посреди нас. Священнослужитель погружает в воды образ Распятия Христова с призыванием Святого Духа. И по мере нашей веры происходит освящение воды. Это радость для всего творения. Потому что благодать Божия вновь его быстро наполняет через всепроникающую водную стихию.

Мы же все должны радоваться, что через наше недостоинство происходит малое обновление мира. Грех отступает. Поэтому берите эту воду, как говорит пророк Исаия, с веселием от источников спасения, несите ее в свои дома, кропите всё вокруг, изгоняя мрак греховный, какой мы склонны вокруг себя распространять. У кого есть, вливайте эту воду в свои колодцы, окропляйте нивы и домашних животных – пусть окружающее нас пространство вдохнет благодати Божией, пока мы опять его не осквернили своими грехами.

В Сочельник и в самый праздник Крещения святую воду можно пить сколько душа желает – во всякое время. В прочие же дни – строго натощак с молитвой и чувством страха Божия. Тогда силою благодати Святого Духа эта вода будет обновлять нас, очищая помыслы и чувства от греховных поползновений.

Однако не забывайте, что эта великая святыня служит нам не вместо главнейших церковных таинств – исповеди и святого причастия, но лишь дополняет их. Так что пользуясь этим пособием, не забывайте о главном.

Всем вам здравия, спасения, во всем благого поспешения на многая лета! С праздником! Аминь.

Священник Сергий Карамышев