Найти в Дзене
Владимир Добрицкий

Владислав Ветров: "Это большая наглость - хотеть сыграть Чехова"

В канун дня рождения знаменитого писателя и драматурга Антона Чехова пообщался с нашим земляком, актером театра и кино, заслуженным артистом РФ Владиславом Ветровым. Он рассказал о «своем» Таганроге, влиянии Антона Чехова на современного человека и самой затяжной роли в кино. «Вы откуда? Я из Таганрога. А это где?» - Влад, я знаю, многие уверены в том, что ты в Таганроге родился, но это же не так? - Не так. Родился я вообще на аэродроме ( отец актера по профессии военный лётчик – прим.авт.), в другой советской республике. Но уже с раннего детства, лет с четырех, моя родина – это Таганрог. Моя мама – коренная таганроженка в этот город привезла всю семью и с тех пор я жил, взрослел, поступил в институт и развивался здесь. - Говорим Таганрог – подразумеваем Чехов – это для тебя верная формула? - Абсолютно. Чехов для меня был круглосуточным. И в школе, и дома. Очень повлияли на мое восприятие Антона Павловича мамины рассказы о гимназии, где Чехов учился. Потом эта гимназия стала женской, м

В канун дня рождения знаменитого писателя и драматурга Антона Чехова пообщался с нашим земляком, актером театра и кино, заслуженным артистом РФ Владиславом Ветровым. Он рассказал о «своем» Таганроге, влиянии Антона Чехова на современного человека и самой затяжной роли в кино.

Владислав Ветров. Фото с Яндекс-Картинки
Владислав Ветров. Фото с Яндекс-Картинки

«Вы откуда? Я из Таганрога. А это где?»

- Влад, я знаю, многие уверены в том, что ты в Таганроге родился, но это же не так?

- Не так. Родился я вообще на аэродроме ( отец актера по профессии военный лётчик – прим.авт.), в другой советской республике. Но уже с раннего детства, лет с четырех, моя родина – это Таганрог. Моя мама – коренная таганроженка в этот город привезла всю семью и с тех пор я жил, взрослел, поступил в институт и развивался здесь.

- Говорим Таганрог – подразумеваем Чехов – это для тебя верная формула?

- Абсолютно. Чехов для меня был круглосуточным. И в школе, и дома. Очень повлияли на мое восприятие Антона Павловича мамины рассказы о гимназии, где Чехов учился. Потом эта гимназия стала женской, мама ее оканчивала. И, конечно, рассказы Чехова постоянно присутствовали в моем литературном меню. И всегда люди, которые не знают, что есть такой город Таганрог, вызывали у меня искреннее удивление. Бывает, спрашивают: вы откуда? Я из Таганрога. А это где?» Сейчас Чехов идет вторым после Шекспира по читаемости пьес и по количеству постановок по его пьесам. Но мне кажется, он первый. Он все время остается современен. Я думаю, что самый черствый человек должен обязательно растаять, прочитав всего пару рассказов Антона Павловича.

- Я не раз слышал, что пьесам Чехова обязательно нужен режиссер. Не все так ясно и понятно с прочтением его драматургии, а вот если режиссер увидит подтекст и это видение перенесет на сцену, вот тогда – да. Пьесы его заиграют разными цветами радуги. Это лукавство по-твоему?

- И да, и нет. Но Чехов в любом случае откроется каждому свой. Будь ты артист, режиссер или человек из публики. Сейчас уже концептуальные решения имеют значения, не хочется быть похожим на всех остальных, но ведь вопрос в том, что Чехова можно «крутить» по-разному. Читая его или смотря на его героев на сцене, в кино мы видим простые, прозрачные ситуации, которым не посочувствовать невозможно, вот что главное! К Чехову необходимо обращаться, когда есть на то нужна. Вот, например, сегодня во времена пандемии, театр «Современник» затеял проект «Доктор Чехов», мы с товарищами читали его рассказы. Это бездонная тема.

- Кажется, Эдуард Лимонов в нашей студии говорил, что литература имеет свойство стареть. Некоторых авторов не хочется перечитывать, нет нужды к ним возвращаться. Чехова, надеюсь, еще лет сто минимум будут читать, а может быть и больше. В чем этот феномен, на твой взгляд?

- Не понимаю, как может устареть сочувствие к ближнему? Как может устареть человек в нелепой ситуации, когда он не знает, чем начнется его день и чем он закончится. Ну как? Это природа человеческая. Чехов очень близок и как доктор к этой природе, ведь он знает и слабости, и сильные стороны человека. И этот его особый почерк, по которому сразу понимаешь, когда начинаешь читать, что это именно Чехов. Возьмите и «Скучную историю», и «Рассказ неизвестного человека», да любое его произведение. Это изысканный слог, очень тонкая литература. Думаю, это не устареет никогда.

«Я поднимался на локтях с кровати 12 часов»

- Фильм «Невечерняя», где ты сыграл роль Антона Павловича, снимался 16 лет. Марлен Хуциев эту работу не закончил. Я читал, что фильм снят, озвучен, но не смонтирован, тебе судьба его известна?

- Я не знаю, насколько он снят. Сценария от первой до последней страницы я никогда не видел, потому что его собственно и не было. Это абсолютно авторская история, Хуциев мог принести 3-4 листа текста и сказать на площадке: а давайте-ка сегодня вот это сыграем, понимаешь? У меня к этому фильму, как к цельному произведению отношения нет. Я полностью и безоговорочно доверял Мастеру и всё.

Владислав Ветров в роли А.П. Чехова. Оцените внешнее сходство. Фото со страницы актера в Facebook.
Владислав Ветров в роли А.П. Чехова. Оцените внешнее сходство. Фото со страницы актера в Facebook.

- Сколько эта история снималась. Там какая то немыслимая цифра, по-моему, больше десяти лет, да?

- Мы начали в 2003 году. Озвучили в 2018. Вот и считай.

- Тебе случаи таких длительных съемок известны вообще? Мне кажется, что это как минимум Книга рекордов Гиннеса.

- Я думаю, да (смеется). Так заниматься ролью в кино мне, конечно, еще не приходилось. Я понимаю, когда спектакль на протяжении 10-15 лет играют, а вот кино… Хотя, это помогло мне вскрыть какие-то резервы свои актерские, которые в текучке никак не проявляются. Удивительно, когда тебе Мастер говорит все время одну фразу: «Не торопитесь, Влад». Но ведь никто не знает, как долго надо снимать фильм, чтобы он получился, правда? Мы 12 часов снимали эпизод, где Чехов в больнице приподнимается на локтях с кровати. Была уйма дублей. И это не предел. Хуциев должен одухотворить каждую деталь, каждую фразу актера в кадре.

«Увидев меня, Хуциев расстроился. Я на Чехова совсем не похож»

- Самым сложным для тебя, что было в этой работе?

- Любой кадр там был очень технически насыщен. Представь, 22 позиции, очень долго все снималось, и надо было это все запомнить, конечно. Потом, я не знал ведь, что было до и что будет после того, как ты свой эпизод сыграешь, а это тоже актерки настораживает.

- Я думал, что ты скажешь, что самым сложным было совмещать эту работу с театром, нет?

- О, да! Приходилось лгать худруку театра «Современник» Галине Борисовне Волчек, например. Она мне не позволила сниматься, потому что понимала, что это процесс долгий. И к ней приходил Марлен Мартынович, говорил – мне нужен Ветров на три месяца! На что она, затянувшись сигаретой, ответила: Марлен, ты будешь снимать шесть лет. Хуциев заплакал, я его догонял, успокаивал. Все начиналось сначала. Мне приходилось на перекладных добираться до Ялты и обратно, все это между спектаклями. Это было сложно, конечно.

- Тебе сразу предложили эту роль или были еще претенденты?

- На кастинге я был последним. Наверное, все были утомлены поисками (смеется). Когда я первый раз появился, он очень расстроился, но когда грим примерили и были видеопробы тут же, он после оживился и мне потом говорил: я увидел чеховские глаза.

- А расстроился, потому что ты был совершенно не похож?

- Ну, конечно. Какой я внешне Чехов? Но на то есть разные актерские хитрости. Тут надо дождаться появления «персонажа».

- Ты говорил, что Чехов с тобой с детства. А мечты воплотить его образ на сцене, на экране не было?

- Нет, конечно. Это наглость большая – хотеть сыграть Чехова. Он же уже отчасти и нереальный человек, понимаешь, в чем дело? Он настолько нужен нам в повседневной жизни, что мы, конечно и причесали его биографию, и придумали какие-то несуществующие стороны его характера. Но это необходимость. Он мифологическая для меня фигура. С ним хочется проводить какие-то параллели и своей судьбы. Если он смог, почему ты не можешь? Ведь ничего не предполагало, что он станет большим писателем. Все было против. А он смог.

- Если поступит предложение еще раз сыграть Чехова в каком-то из проектов, войдешь в эту воду опять?

-Нет. Я, кстати, уже и отказывался от таких предложений. Это можно делать где-то рядом со Сталкером, каким был Хуциев, а так нет.. ради сиюминутной истории, я бы не рискнул.

Режиссер фильма "Невечерняя" Марлен Хуциев. Фото с babr24.com
Режиссер фильма "Невечерняя" Марлен Хуциев. Фото с babr24.com

Блиц:

- Самое яркое впечатление твоего детства?

- Отец везет меня на санках по искристому снегу, я смотрю на фонарные столбы. Я в первый раз оказался на улице в такой поздний час.

- По-твоему абсолютно счастливый человек – это…

- Это идиот, очевидно. Мы должны, дозировано эту жизнь принимать, иначе мы не поймем где радость, где боль. Абсолютно счастливых людей не бывает, на мой взгляд.

- Чтобы ты не смог никогда простить?

- Думаю, что я смог бы простить практически все, только для этого нужно время. Иногда вся жизнь.

- В человеке все должно быть…. Продолжи фразу, но не по чеховски, конечно.

- В человеке все должно быть осознанно. Он должен жить по своей воле, соизмеряемой с божественной.

Ставьте лайк и оставляйте комментарий, если вам понравилась статья.