Часто, когда встает вопрос о создании сайта, цели и задачи не формулируются или формулируются нечётко. В этом случае вы никогда не получите то, что хотели, так как разработчикам просто непонятно что именно вы хотите.
Плохие примеры:
«Мне нужен сайт, который бы представлял интересы моей компании, которая занимается юридическими услугами. Дизайн должен быть стильным и лаконичным со стилистикой античности. Структуру сайта рассмотрим в предложении»;
или
«Нужен интернет-магазин по продаже детской одежды с дизайном, версткой и программированием + форум под ключ. Чем дешевле — тем лучше. КП рассмотрим на следующей неделе»;
или
«Мне нужен сайт-форум наподобие вот этого [...] — заточенный под оставление отзывов. Он будет по типу "всё обо всём" с возможностью создания разделов и подразделов. Вообще нужен бюджетный проект с возможностью дальнейшего усовершенствования и модификации, так как я пока точно не знаю, сколько смогу на нём зарабатывать. Дизайн будет простой, но симпатичный. Сколько будет стоить и сколько времени займёт?»
Так выглядят порядка 90% обращений к разработчикам. Они не содержат никаких четких задач. При формулировании задач в таком стиле вы никогда не получите то, что хотели, т.к. по этим задачам непонятно чего хотите вы. То есть со стороны заказчика чувствуется только ясное желание поскорее (и чаще всего еще и подешевле) сделать сайт и отделаться от этой проблемы.
Давайте, для начала, разберемся что такое сайт не с точки зрения определения, а с точки зрения реализации бизнес-целей. Сайт — это инструмент, который позволяет решать какие-либо задачи, поставленные перед ним. Например, лопата нужна, чтобы копать, а потому она сделана максимально удобно для этой задачи. И ей совершенно невозможно, например, красить стены. Так же дела обстоят и сайтом — чтобы получить хороший результат, нужно понять какие задачи должен решать сайт и проектировать его исходя из этого понимания.
Для начала нужно определиться с целями вашего бизнеса, а исходя из этих целей формулировать задачи, которые направлены на достижение ваших целей и которые будет решать ваш сайт. А уже исходя из задач сайт должен обладать определенными функциональными характеристиками. И все это должно быть рассчитано только на ту аудиторию, с которой вы собираетесь работать.
Чтобы было понятно, я приведу пример.
Будем рассматривать сайт (интернет-магазин), основная цель которого — это продавать товары (например, детские). В данном случае сайт выступает местом коммуникации компании и потенциального клиента, и задача сайта — уговорить потенциального клиента купить товар. Предположим, что наша аудитория — это мамы, которые сидят дома и следят за детьми. Причем аудитория будет делиться на несколько типов людей:
- впервые зашедшие на сайт;
- определившиеся с товаром;
- сделавшие покупку;
- постоянно покупающие;
- также нашей аудиторией сайта могут быть поставщики товара.
Теперь формируем задачи сайта, исходя из сценариев поведения аудитории на сайте, отвечая на основные вопросы «кто?» и «что должен сделать?».
1) Впервые зашедшие на сайт должны:
- убедиться в наличии необходимого товара;
- понять уровень стоимости товара;
- понять приоритеты работы интернет-магазина, например, магазин продает качественный товар топовых марок, по средней цене, с доставкой товара на следующий день и накопительной системой скидок.
2) Определившиеся с товаром:
- узнать стоимость товара;
- понять почему у вас покупать лучше (например, любой товар перед отправкой обязательно проверяется; возврат товара возможен в течение 2-х месяцев; в особых ситуациях доставка возможна в тот же день и др.).
3) Сделавшие покупку:
- оставить отзыв о товаре и обслуживании;
- принять участие в накопительной бонусной программе.
4) Постоянно покупающие:
- порекомендовать интернет-магазин своим знакомым;
- продолжать делать покупки.
5) Поставщики товаров:
- убедиться, что вы работаете только с крупными поставщиками;
- убедиться, что работа с вами — это гарантия своевременных оплат, постоянные заказы и удобное сотрудничество.
Далее, исходя из задач, продумываем функциональные возможности сайта. Например, нам нужно чтобы «постоянно покупающие» оставались лояльными к нашему магазину: вспоминаем нашу аудиторию мам, сидящих дома и следящих за детьми. Для этого нам нужно, например:
- ввести накопительную программу, чтобы для постоянных покупателей были скидки;
- личный кабинет должен хранить истории заказов, чтобы можно было повторить заказ легко (т.к. если это питание, то заказы могут повторяться) и быстро (т.к. у мам, следящих за детьми, мало времени) + например, при повторных заказах доставлять товар без предварительного подтверждения по телефону;
- сделать отображение только для определенного возраста товаров (например, ребенку 1 год и при выборе возраста ребенка на сайте другой товар (не соответствующий возрасту) не отображается, т.к. он не нужен и только мешает поиску и работе с сайтом);
Естественно, это только пример, с помощью которого я хотел дать понимание как это нужно делать.
Итак, подведем итоги: прежде чем идти к исполнителю, нужно понять свои цели и уже их на основании ставить задачи, которые должен решать такой инструмент, как сайт. А исходя из задач — продумывать функциональные возможности, которые необходимы для работы только с вашей целевой аудиторией на основе их сценария поведения на сайте.