"Герой должен быть" Дмитрия Громова и Олега Ладженского — тех, которые Г. Л. Олди — это больше, чем очередной фанфик на тему древнегреческих мифов. Авторы явно не ставили целью «пересказать по-своему» миф о Геракле, скорее они использовали этот миф в своих целях — не как шаблон, но как удобный инструмент. В каком-то смысле они пришли к образам и выводам, прямо противоположным тому, к чему ведет традиционное изложение мифа о Геракле. Поговорим об этом поподробнее.
«Герой должен быть один», как и большинство произведений Олди — роман многослойный, позволяющий воспринимать его на нескольких уровнях. Для читателя непритязательного — это просто бодренькое «боевое фэнтези», замешанное на древнегреческих мифах (которые, со всей их жесткостью и бесконечными интригами и ссорами божественных и прочих персонажей — сами по себе то еще боевое фэнтези). Правда, такие читатели остаются, как правило, немного недовольны «провисанием действия» и «слишком затянутой концовкой», не понимая, зачем нужны все эти тягомотные рассуждения и переживания, но даже им книга в целом кажется удачной.
Но помимо кровопролитных боевых сцен, коварства богов и смертных, сцепившихся, как инь и ян, в вечной схватке, в книге есть и другие более глубокие и философские подтексты.
Это книга о любви, что не удивительно, потому что все книги в мире, в конечном счете о ней. Самая очевидная любовная линия — это, конечно, Амфитрион и Алкмена, но она далеко не единственная — стоит вспомнить и трагические истории любви обоих братьев, Алкида и Ификла, ставших Гераклом.
Это книга о том, что нет ничего ценнее, чем свобода выбора, и о том, что свободный человек превосходит даже бога, лишенного этой свободы. Человека можно убить, но он останется свободным, а богу можно принести жертву — и он будет вынужден откликнуться. Может быть, именно поэтому большинство богов в древнегреческих мифах так ненавидят людей?
Но самое главное — это книга о судьбе, и о том, что человек, обретя статус героя, перестает в каком-то смысле быть человеком. «Герой должен быть один», потому что герой — это не профессия, это образ, идеал. Людям не нужно много идеалов, им не нужны противоречия, терзания, метания, им нужно что-то одно, четкое, ясное и понятное, на что можно ориентироваться без лишних колебаний. Герой не принадлежит себе — парадоксальным образом, достигнув абсолютной свобода выбора, герой одновременно полностью ее лишается, превращаясь из личности в достояние, и при этом для себя и своих близких оставаясь все той же личностью.
Эта трагедия «расчеловечивания» героя кочует из эпоса в эпос, из мифа в миф, из одного литературного произведения в другое. Отголоски это трагедии слышны и в самих исходных мифах о Геракле — после смерти он каким-то загадочным образом оказывает одновременно и вознесенным на Олимп полубогом и смертной тенью, тоскливо бродящей по по полям, где цветут асфодели. Олди лишь придали чуть более четкую литературную форму этой трагедии, не более того — но одновременно и усилив ее мощью своего таланта.
Если же отвлечься от умных словесных хитросплетений, то «Герой должен быть один» - превосходная, отличная книга, динамичная и одновременно поражающая философской глубиной и искренностью человеческих трагедий и триумфов, описанных в ней, и чтобы насладиться ей, совершенно не обязательно погружаться в пучины экзистенциального отчаяния - можно просто сопереживать могучим и упорным в своем жизнелюбии братьям — Алкиду и Ификлу. Ведь герой должен быть один, но для любви и дружбы всегда нужны двое.
P.S. Чуть не забыл — ведь у Олди есть и другие романы, входящие в условный «ахейский цикл»: «Одиссей, сын Лаэрта» и «Внук Персея». Так что ждите как минимум еще два обзора в ближайшем будущем!
Понравился обзор? Не стесняйтесь, поддержите канал — лайком, комментарием, подпиской. И заходите еще! Будет интересно!