Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.
К концу XVII века в Троице-Сергиевом монастыре появились новые высокие здания. Прежняя колокольня как по местоположению, так и по архитектуре уже не соответствовала обновлённому виду обители. Монастырские власти стали хлопотать о сооружении новой колокольни взамен старой у Духовской церкви.
В марте 1738 г. из Петербурга последовало распоряжение Святейшего Синода разобрать старую колокольню и снять план монастыря. План Троицкого монастыря составил архитектор И.Ф. Мичурин, руководивший застройкой Москвы. Ответ из Петербурга пришёл лишь два года спустя. Предписывалось строить колокольню по проекту придворного архитектора И. Я. Шумахера, который составил его даже не выезжая на место, по одному только плану: тяжеловесный двухъярусный силуэт к тому же в самом центре монастыря, разрушающий его архитектурный ансамбль.
Строительство затягивалось, но вскоре неожиданная смерть Анны Иоанновны поставила точку в решение спора. Монастырь получил уведомление, что правительница всея России Анна Леопольдовна приказала строить колокольню на том месте, о котором власти монастыря просили. И.Ф. Мичурин руководил строительством колокольни вместе со своим помощником И. Жуковым семь лет и вывел её на высоту двух ярусов, так как работали неспешно, чтобы колокольня «на фундаменте отстояться могла без повреждения».
В 1747 г. И.Ф. Мичурин был отозван для строительства Андреевского собора в Киеве, и руководство по сооружению звонницы у Троицы перешло к ведущему московскому архитектору Д.В. Ухтомскому. Во время посещения монастыря императрицей Елизаветой Петровной в июле 1753 г. Ухотомский представил ей проект увеличения высоты колокольни. Предложение о надстройке колокольни понравилось императрице, по его замыслу на могучем кубическом постаменте были воздвигнуты не два, а четыре яруса звонницы.
Колокольня выстроена в стиле елизаветинского барокко с необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по четырём сторонам. Для гармоничного восхождения высот в архитектурном ансамбле монастыря, одновременно с надстройкой колокольни повысили главы куполов Успенского собора.
Колокольня вместе с крестом достигла 88 м, что на 6 м выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Существует предание (подтверждающих документов нет), что на Руси бытовало поверье, будто Иван Грозный запретил строить здания выше кремлевской звонницы. Первым это распоряжение нарушил светлейший князь Меньшиков со своей башней на Чистых (тогда еще Поганых) Прудах, но был покаран Господом, когда в башню во время грозы ударила молния и она обрушилась. Колокольня же Троице-Сергиевой обители ознаменовала собой славу «наизнатнейшего» монастыря, удостоившегося в 1744 г. почетного звания Лавры.
Примеры различных "изводов" барокко в Троице-Сергиевом монастыре: Церковь Сергия Радонежского с Трапезной палатой и Успенский кладезь с часовней - нарышкинское барокко, надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, - голицынское барокко, церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская) - аннинское барокко, Церковь Смоленской иконы Божией Матери и колокольня - елизаветинское барокко.
Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.