Найти тему
Sasha Yarkina

Как использовать истории в текстах

Недавно я посещала одно мероприятие по сторителлингу (ну как - посещала, онлайн: в халате и тапках) - и там один из участников задал интересный вопрос: а что именно делает историю - историей?
Забегая вперед, могу сказать,
что внятного ответа на свой вопрос он так и не получил.
А я задумалась - действительно, что?

Как рождается хорошая история, которой верят люди?

Просто сухо перечисляя факты - мы лишаем людей главного удовольствия: прочувствовать все самим. Мы как бы отбираем у людей возможность сопереживать - а значит наша история не вызовет доверия.

Представьте, что вы пришли на Джеймса Бонда.

Премьера. У вас ведро попкорна (я ненавижу попкорн, но вдруг есть любители).

Вы готовы.

Вы ждете.

Через два ряда от вас какой-то говнюк шуршит чипсами. Впереди сидит какой-то дружище с беляшом.

И вот проходит реклама кроссовок/фильмов/машин, затем начинается фильм - звучит эпичная музыка и нам перечисляют актеров.

Потом крупно название и на экране появляется ЭТО:

Слайд держится пару минут, в зале нарастает негодование и потом пошли титры.

Так вот с точки зрения информации НИЧЕГО не изменилось.

Вы заплатили 200 рублей за билет и узнали все что должны были узнать: это Бонд, у него в воротнике парашют, его часы пекут вкусные вафли, а в машине киоск с мороженым для подкупа детей дипломатов.

Есть только одна проблема - вы не так хотели узнать об этом!

  • Вы хотели чтобы Бонд, интеллигентно матерясь на хорошем английском, упал с небоскреба в борьбе с плохим парнем, который готовил покушение на Всея Землю и парашют выскочил из воротника в самый напряженный момент!
  • Вы хотели чтобы свежие вафли выскочили из часов Бонда, когда он готовил завтрак Женщине в Красном платье, с которой проснулся в отеле и которая на самом деле агент контрразведки и она в это самое время передает через спутник в его кармане секретную информацию.
  • Вам не показали как работают все эти хитрые примочки и не показали ни одной схватки где они бы пригодились - а значит у вас никаких оснований согласиться с крутизной Бонда.

И именно это отличает историю от набора фактов - на слайде до вас просто донесли информацию что в воротнике парашют, а в фильме - показали, как этот самый парашют эпично выстреливает в тот самый момент когда казалось бы все потеряно.

Разница только в этом.

Если вы используете сторителлинг, то есть отличный способ быстро проверить история перед вами или набор фактов.

Просто спросите себя: можно ли снять это на камеру?

Если нет - то надо переписывать.

Если история не рисует картинку это просто набор фактов.

Со мной часто вступают в дискуссии эксперты и продюсеры из "мягких ниш", они обычно утверждают что-то в духе "эмоции и чувства нельзя передать, это внутри!" - так вот это неправда. И для того чтобы передать это через историю надо просто представить, как показать на экране что человек испытывает?

Если вы психолог и работаете с тяжелыми расставаниями - значит нужно разобраться, как себя ведут люди после расставания. И написать именно об этом.

Как написать продающий текст

А вы используете истории в своих постах?