Найти тему

Сыграть на кинескопе: когда компьютеры были большие

Оглавление

"Марио", "Майнкрафт", "Соник", "Кредо ассасина", "Мортал Комбат"… Компьютерные игры уже давно захватили умы почти половины человечества, но с чего же началось развитие одной из крупнейших отраслей развлечений? Давайте перенесёмся в прошлое и увидим зарождение культурного феномена нашего времени - компьютерных игр.

1940 - "Nimatron"

"Nimatron" - первый игровой автомат
"Nimatron" - первый игровой автомат

История компьютерных игр начинается в середине XX века, а именно в 1940 году, когда американский физик Эдвард Ко́ндон изобрёл первый игровой автомат. Эта машина получила название "Nimatron" и предназначалась для игры в ним - китайскую игру, классический вариант которой завязан на взаимодействии с тремя кучками игровых предметов (камешков или фишек). Два игрока по очереди берут любое количество предметов из одной из кучек. Выигрывает игрок, взявший последний предмет. В Ниматроне роль кучек играли столбцы из лампочек (столбцов, кстати говоря, было четыре, по семь лампочек в каждом), а роль одного из игроков брала на себя компьютерная программа игрового автомата.

1947 - "Cathode ray tube amusement device"

"Cathode ray tube amusement device", или же "Rocket Simulator"
"Cathode ray tube amusement device", или же "Rocket Simulator"

В 1947 году Томас Голдсмит-младший и Эстл Рей Манн (тоже американцы, и да, тоже физики) запатентовали своё изобретение - "развлекательное устройство на основе электронно-лучевой трубки "(тогда ещё не могли в лаконичные названия, ага. Сейчас многие называют этот аппарат симулятором ракеты - "Rocket Simulator").

В этом устройстве не было ни исполняемой программы, ни запоминающего устройства, ни какой-либо цифровой электроники - все компоненты устройства были аналоговыми. Сам игровой процесс был прост. На экран осциллографического кинескопа помещались прозрачные накладки с различными целями для уничтожения, а сам аппарат управлял движением электронного луча , который имитировал собой снаряд. Игроку было нужно за определённое время настроить траекторию движения этого луча таким образом, чтобы он пересёк контур цели в тот момент, когда произойдёт расфокусировка луча, изображая взрыв. Из-за отсутствия растрового изображения, которое характерно для телевизоров и мониторов, это устройство позиционируется скорее как первая в мире электронная игра, а не видеоигра, но оно стало первой игрой, в которой изображение выводилось на экран электронно-лучевой трубки.

1952 - "OXO"

"OXO" - первая интерактивная электронная игра
"OXO" - первая интерактивная электронная игра

Если для игры в "симулятор ракеты" требовались дополнительные ухищрения в виде вручную накладываемых на экран целей, то "ОХО" точно заслуживает титул первой интерактивной электронной игры. Эта программа была разработана в 1952 году британским профессором информатики Александром Шафто Дугласом для компьютера EDSAC и представляла собой компьютерную реализацию игры "крестики-нолики". Человек играл против оппонента-компьютера, выставляя крестики или нолики в нужные клетки с помощью дискового номеронабирателя (да, как в старых советских телефонах, я тоже в шоке). Вывод изображения осуществлялся на растровый дисплей (на основе всё того же кинескопа) размерностью 35 × 60 точек. К сожалению, компьютерные крестики-нолики не стали популярными, а всё из-за уникальности EDSAC'а - этот компьютер был единственным в своём роде и стоял в библиотеке Кембриджского университета.

1958 - "Tennis for Two"

Tennis for Two
Tennis for Two

В 1958-м году Уильям Хигинбо́там - ещё один американский физик - разработал 1958-й год, породивший "Tennis for Two" ("Теннис для двоих") для развлечения посетителей Брукхейвенской национальной лаборатории. Для отображения игрового процесса также использовался осциллографический кинескоп. На экране изображался теннисный корт в вертикальном разрезе и движущийся мяч, но не отображались ни игроки, ни даже ракетки. Но тогда людям было норм.

Пускай игра и стала невероятно популярной, но её создатель не осознал вовремя её значимость. Аппарат просуществовал менее двух лет и в 1959-м году был разобран, а его составляющие пошли на другие нужды лаборатории.

1960-е и далее

Наступает эра 60-х и появляется "Spacewar!" - одна из самых важных игр в истории, ведь именно она дала толчок к развитию игровой индустрии. Но подробнее об этом - в следующей статье.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал - здесь вы найдете много интересного!