Добро пожаловать на канал МОДА+ИСКУССТВО, где мы вместе погружаем в историю искусства и изучаем самое интересное!
Так с чего же стоит начинать изучать искусство?
С начала.
С азов.
С палеолита и первых символов, которые мы там находим.
Я совершенно уверена в этом, поскольку понять себя сегодняшнего невозможно, не зная себя прошлого. Также и с историей человечества, которая, по сути, и есть история искусства и его символов.
История искусства и человечества — неотделимы друг от друга, они как два слоя одного и того же пирога — можно, конечно, отделить слои и съесть их по-отдельности, но будет уже не то — рецепт нарушится и вкус изменится.
Поэтому начинать изучать искусство нужно с начала. С первых наскальных изображений и палеолитических Венер, тем более, что эти миниатюрные фигурки — не только арт-объект с многотысячелетней историей, но и отличный пример того, как время и эпоха могут менять представление о смысле и значении произведений старого искусства.
Первые Венеры эпохи Палеолита (первого исторического периода каменного века, датируемый временем с 2,6 миллионов лет до 10 тысячелетия до н.э.), также известные в искусствоведении как «бесстыдные Венеры», начали находить на территории Европы со второй половины 19 века и самой древней из таких на данный момент считается фигурка возраст которой датируется 40-35 тысячами лет!
Имя Венера дал этим миниатюрным крошкам маркиз де Вибре в 1864-м, когда нашёл 8-сантиметровую фигурку из бивня мамонта на территории Франции. Ему показалось интересным, что известные искусству скульптуры женщин эпохи древнегреческой классики, как правило, стыдливо прикрывали грудь, а эти куколки, напротив, демонстрировали анатомию паховой зоны и области груди, а другие детали типа лица, ног, рук и т.п. были практически не проработаны, так что маркиз назвал свою куколку «бесстыдной Венерой», решив, что это древняя богиня плодородия.
Долгие годы Венеры палеолита ими и считались, пока не появилась новая интерпретация, которая по всем параметрам оказалась более похожей на правду (по крайней мере, лучшего объяснения размера, формы и особого акцента на половых признаках фигурок на данный момент нет).
Исследователи предположили, что палеолитические Венеры использовались вовсе не как богини-символы плодородия, а как куколки для «взрослых развлечений» мужчин, оставшихся без пары во время брачных экспедиций.
В сериале «Молодой Папа» этот новый смысл древних фигурок показан очень изящно — один из кардиналов испытывает греховное вожделение, глядя на аппетитную красотку из Виллендорфа, никак не связывая её с плодородием (на самом деле эта статуэтка хранится в Музее естествознания в Вене, хотя, возможно, в Ватикане есть копия, кто знает;)
Об археологии и древних символах можно говорить бесконечно, ведь именно они помогают нам чуть больше понять своё прошлое и научиться видеть, как прошлое влияет на настоящее и может быть использовано в будущем, а также показывают, насколько важно понимать время и эпоху, в которое исторические артефакты были найдены, и мировоззрение людей, которые эти находки описывали и наделяли их смыслом.
Если бы Веллендорфская Венера была найдена, например, в эпоху Возрождения или в раннем Средневековье, её значение было бы не таким, как во второй половине 19-го века. Время и мировоззрение эпохи РЕШАЮТ, как будут понимать искусство многие последующие поколения.
Если вам интересна тема истории искусства, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк этой статье, делитесь ей с друзьями и обратите внимание ещё на одну статью о Венерах палеолита, которую найдёте здесь.
Также приглашаем вас на бесплатный вебинар нашей Школы "Как устроено искусство", который состоится 23 января в 12:00.
Ваш любимый искусствовед и семиотик моды и искусства,
Полина УХАНОВА