Найти в Дзене

Почему в армию призывают психически больных парней. Пример Шамсутдинова.

В данной статье не будет очередной сенсации, авторских расследований и "желтых" новостей о рядовом Шамсутдинове. Мы разберем важный вопрос о работе психологической службы в ВС РФ.

1. "Виноваты военкоматы!"

Отнюдь, не всегда в плохом "фильтре" неуравновешенных парней виноваты врачи военкомата. Конечно, факт игнорирования некоторых заболеваний, как плоскостопие и сколиоз тяжелых степеней у некоторых призывников, известно это всем. Но если и можно в чем обвинить врача-психиатра, то только в профессиональной некомпетентности или малом опыте. Намеренно ни один психиатр не поставит печать, осознанно рискуя своей практикой, здоровьем и жизнью других людей.

Любой врач-психиатр или военный психолог может вам подтвердить, что разовая очная встреча с человеком и легкий набросок характеристики с места учебы/работы никогда не позволит распознать глубокую проблему. Хотя бы по той причине, что многие патологии проявляются в нестандартных для психики состояниях. В кабинете врача-психиатра, как правило, слишком спокойно и размеренно, чем этого требуется для проявления болезни.

Тестирование для оценки нервно-психической устойчивости призывника
Тестирование для оценки нервно-психической устойчивости призывника

Если проблема с психическим здоровьем действительно очевидна, чтобы ее заметить с нескольких встреч у психиатра, то ее заметят еще на первой недели в части командиры подразделения. Потому что там ты находишься всегда на виду, не покидаешь коллектив подразделения и так или иначе проявляешь в общении свой характер.

Важно понимать, что многие симптомы психических акцентуаций и отклонений в рассудке в столь молодом возрасте могут быть просто проявлением гормональных "коктейлей". Каждый адекватный психиатр это понимает. И если есть сомнения в поведении призывника, есть основания полагать, что его психическое здоровье желает лучшего, то его кладут на стационарное обследование. И здесь встает вопрос: насколько ярко выражены должны быть симптомы для этого?

Одно можно сказать точно: работает этот фильтр психически нестабильных призывников очень плохо. Причинами этого служит не только некомпетентность некоторых врачей. Но в большей степени это отсутствие возможности (времени) для определения всех акцентуаций, структуры личности и идентификацию патологии.

На примере Шамсутдинова можно сказать, что ему поставили вторую степень нервно-психической устойчивости, когда он проходил обследование при призыве в ВС РФ. Вторая степень не несет серьезных ограничений по возможности службы, но она указывает на то, что человек может отреагировать на стрессовую ситуацию крайне необычно для него.

2. Как устроена психологическая служба в ВС РФ.

Да никак. Все держится на бравых офицерах-психологах, которые так завалены канцелярской работой, что выполнение основной работы психолога (диагностика состояния военнослужащих) для них уже становится невозможной в должной степени.

Я имею богатый опыт заступления в караул. Не знаю как сейчас, но наша смена каждый раз направлялась к психологу, который обследовал не только солдат срочной службы, но и беседовал с начальником караула и его помощником. Помню случай, когда психолог снял с наряда начальника, потому что тот очень сильно поругался с женой и явно проявлял это в своем агрессивном поведении.
Однако, это была инициатива исключительно этого ответственного человека, который настолько ответственно относился к своей работе, что был готов ее выполнять в ущерб своему обеденному перерыву. Потому что по графику тогда на беседу с психологом выделялось 10-20 минут на весь личный состав караула. До сих пор, спустя столько лет, питаю большое уважение к тому доблестному старшему лейтенанту психологической службы нашего полка.

Вот и получается, что на первом этапе "фильтрования" психически нестабильных бойцов нет возможности качественно обнаружить, если они не подают признаки патологии. А в непосредственно подразделении, где диагностировать позволяют все факторы: замкнутый коллектив, стрессовые ситуации, невозможность фальсификации эмоционального ответа. Только многих психологов загружают никому не нужной работой с бумагами, канцелярией.

-2

3. А была ли вообще болезнь?

Многие из нас воспринимают стрелков по своим товарищам однозначно - психически болен. Да, отстрел своих сослуживцев это реакция нестандартная. Но для точной постановки диагноза психического состояния человека нужно не просто оценить один резкий поступок человека, а составить целый симпто-комплекс, сопоставить все диагностические критерии. И как не странно, но многие из убийц своих товарищей и сослуживцев окажутся психически здоровыми. Например, как широко известный рядовой Шамсутдинов.

Казалось бы, парень хладнокровно положил людей на землю и убил их, после чего принялся валить других военнослужащих. Открыл огонь по окнам штаба, после принялся бежать, что успеха ему не дало. Но несмотря на все эти поступки он является психически здоровым человеком. Это заключение однозначно не одного врача-психиатра, который обследовал его 3 минуты в военкомате. Это заключение комиссии врачей-психиатров и военных психологов, которая всегда создается при таких происшествиях. Более того, однозначно была независимая комиссия при расследовании массового убийства.

Заключение этих комиссия нам известно: рядовой Шамсутдинов психически здоров.

4. Что мы можем сделать?

В первую очередь, необходимо расширить кадровый состав психологических служб подразделений. Не должен быть один психолог на полк. Для адекватной работы психолога, его нагрузка должна быть не больше одной сотни человек (1-2 роты) на одного офицера. Разумеется, это задача непростая, но необходимая для повышения престижа военной службы и роста качества несения службы солдатами-срочниками.

Благодарю за внимание!

Обсудить данный вопрос, выразить свое мнение вы можете в комментариях к статье.