253 подписчика

Материализм или традиционные ценности

127 прочитали

Сочинение ЕГЭ по тексту А.И.Герцена. Вариант 3 Цыбулько 2021

Он химик, он ботаник, //Князь Фёдор, наш племянник.
Он химик, он ботаник, //Князь Фёдор, наш племянник.

Что выбирает для себя человек: духовность или материализм? В чём он видит для себя ценности жизни? Об этом заставляет задуматься Александр Иванович Герцен и ставит в своих мемуарах проблему отрицания традиционных жизненных ценностей, столь актуальную по сей день.

Вопрос о необходиомсти выбора между духовностью и материализмом – это вечный вопрос, который касается каждого из нас. И Герцен рассуждает об этом не отстранённо - чуствуется, что он искренне заинтересован в данной проблеме. Вот он пишет: «Меня возмущал его материализм». Как видим, отрицание традиционных жизненных ценностей вызывает у человека духовного неприятие.

Хотя автор признаёт и то, что Химик «был прав в трёх четвертях...». Здесь выражена мысль о некоторой обоснованности разочарованния в традиционном взгляде на человека как на существо духовное. Да, наверное, мало осталось в нас того, что называется «искрой божьей». Но ведь осталось, и сам Химик, отрицая всякую способность к любви, трогательно заботится о своей престарелой матери. Значит, сквозь материализм прорастает всё же зерно духовности. Без этого человек - не человек.

Герцен поэтому и утверждает: «Но ведь и я был прав». Крайний материализм, отрицающий традиционные жизненные цености, такие как вера в людей, семья, любовь, не могут вызывать восхищения. И даже одна четвёртая правоты даёт надежду на то, что душа живёт в человеке и материализм не властен над ней в полной мере.

Невозможно с не согласиться с известным философом и публицистом, ведь многие произведения великой русской литературы убеждают нас в этом. Например, вспомним образ Евгения Базарова – главного героя романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Нигилист до мозга костей, он, оказывается, способен любить. И в этом самоуверенном, эгоистичном человеке вдруг, как солне, проглянула живая душа, жалеющая и сочувствующая, страдающая и понимающая. Разве этот образ не служит примером ошибочности отрицания традиционных жизненных ценностей? Разве любящий и страдающий Базаров не становится нам ближе и понятней - одним из нас, вместе с нами. Материализм разобщает люднй, а традиционная духовность объединяет. Разве не так?

Материализм всегда преподносится нам как некая передовая идея, освобождающая нас от «устаревших» и «косных» запретов. Стоит ли идти на поводу подобных "новомодных" материалистических убеждений, освобождая себя от духовности и тех обязательств, которые она влечёт? Каждый решает сам. Но стоит задуматься о том, что быть человеком – главное дело на Земле.