18 января 1825 года в столице открылся Большой Петровский театр - величественное здание, увенчанное Аполлоном на колеснице, прообраз современного Большого театра.
История строительства театра уходит корнями в 1776 год, когда императрица Екатерина ІІ 17 марта (28 марта по новому стилю) 1776 года предоставила право на создание русского театра, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли, известному меценату, московскому прокурору князю П.В. Урусову. Театр был построен и стал называться Знаменским. Но в 1780 году пожар уничтожил его.
Уроженец Англии, выпускник Оксфорда, Маккол Медокс, бывший тогда компаньоном Урусова, в течение пяти месяцев отстроил новое каменное трехэтажное здание. Главный фасад театра был обращен к улице Петровка и почти не имел декора. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".
Это был первый в Москве постоянный театр. Однако в 1805 году здание Петровского театра сгорело полностью.
Обгорелые развалины театра стояли до 1815 года, когда по повелению императора Александра I была начата реконструкция площадки перед театром, названной впоследствии Театральной площадью.
Следующая попытка была предпринята в 1818 году, когда Петербургской Академией наук был объявлен конкурс проектов московского театра. Лучшая работа принадлежала Алексею Михайлову – ректору Академии.
Осип Бове доработал проект, и новое строительство началось в 1821 году. Театр опять вернулся на Петровку. Грандиозность постройки потрясла москвичей. Открытие нового "подросшего" Петровского театра, названного уже Большим Петровским, состоялось 6 января (18 января по новому стилю) 1825 года под бурные овации в адрес гения архитектуры Бове. В честь этого события был дан пролог "Торжество муз" М. Дмитриева с музыкой А. Алябьева и А. Верстовского. Тогда же москвичи увидели один из символов современного Большого театра – скульптуру Аполлона на колеснице с конями.
В 1853 году по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра.
Проект восстановления и реконструкции здания театра был разработан петербургским архитектором Альбертом Кавосом, все работы которого отличались масштабностью и законченностью художественного замысла, богатством и роскошью отделки.
Сохранившаяся линия стен и устоявшие колонны портика послужили основой для восстановления и реконструкции здания.
Кавос внес существенные изменения в декор главного фасада здания. На гладких боковых стенах появились ложные окна, декорированные четырьмя пилястрами. Между крайними колоннами портика, сохранившегося после пожара, были вырублены ниши для двух статуй.
Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью. Размер группы стал на полтора метра выше прежней и достиг 6,5 метров в высоту. Она была выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика.
Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II, в присутствии царской семьи. Свой облик театр сохранил до нынешнего времени.
В новом тысячелетии прошла современная реконструкция здания Большого театра, которая началась в 2005 году. Торжественное открытие Исторической сцены театра состоялось 28 октября 2011 года.
И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 28 (17 по ст.ст.) марта 1776 года. Поэтому в 1951 году отмечалось 175-летие, в 1976-м – 200-летие, а в 2001 году – 225-летие Большого театра России.
Зал Большого театра рассчитан на 2,5 тыс. зрителей.
Театр прославили знаменитые певцы и танцоры, дирижеры, балетмейстеры, среди них Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, И.С. Козловский, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, Е.В. Гельцер, Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая, Е.С. Максимова, В.В. Васильев, М.Э. Лиепа и др.
Славу театру принесли великие русские композиторы М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.Д. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев.
Большой театр является крупнейшим центром российской музыкальной культуры и одним из крупнейших в мире музыкальных театров.
Премьера фильма "Броненосец Потемкин".
18 января 1925 года в СССР состоялась премьера немого черно-белого художественного фильма "Броненосец Потемкин". Режиссер Сергей Эйзенштейн снял его на первой кинофабрике "Госкино" (киностудия "Мосфильм") в 1925 году на основе реальных событий, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце "Потёмкин" команда подняла восстание и захватила корабль. Впервые картина была показана в кинотеатре "Государственный Электротеатр" на Арбате (ныне это кинотеатр "Художественный").
Первые зрители, пришедшие на премьеру, были поражены не только фильмом, но и премьерной обстановкой. Весь служебный персонал, от билетера до киномеханика был одет в морскую форму, а фасад здания кинотеатра был оформлен в виде военного корабля. Этот антураж, воссоздающий атмосферу фильма, был создан группой активистов советского авангарда, в числе которых был и Владимир Маяковский.
Фильм был с восторгом принят на заседании кинокомитета, посвященном 20-летию первой русской революции.
Премьера показала, что "Броненосец Потемкин" - это нечто большее, чем наглядное пособие к лекциям по истории партии. За первые три недели кинопроката только в Москве его посмотрели более 300 тысяч человек.
С восторгом приняли картину и на заседании кинокомитета, дав ей "зеленый свет" для широкого показа за границей. Наибольший успех "Броненосец Потемкин" имел в Германии: достаточно сказать, что когда в одном из городов фильм попал под запрет, начались массовые протесты. Разрешение на показ "Броненосца немецкая прокатная фирма добилась через суд, однако картина была показана в урезанном виде: из нее вырезали самые жесткие сцены. Эти вырезанные фрагменты длительностью около четырех минут впоследствии так и не были найдены.
Кинорежиссер Геннадий Полока, поставивший несколько лет назад картину "Возвращение броненосца" считает, что "мировой кинематограф до сих пор не знает такого масштабного ощущения событий, которые существуют в фильме "Броненосец Потемкин". В одном из интервью он сообщил: "...около 100 фильмов используют принцип Потемкинской лестницы".
Потемкинская лестница действительно до сих пор считается одним из самых сильных по эмоциональному воздействию эпизодов в мировом кино. Здесь все смонтировано таким образом, чтобы зрители, вовлеченные в гущу событий, смогли почувствовать себя не свидетелями, а жертвами жестокого расстрела. Сцены расправы над мирными жителями Одессы показывали, что может натворить бездумная военная машина.
До сих пор критики единодушно называют "Броненосец Потемкин" лучшим фильмом всех времен и народов.
Фильм был озвучен в 1930 году, повторно озвучен в 1950 году, восстановлен в 1976 году. Последняя редакция фильма создана под художественным руководством Сергея Юткевича. Режиссер восстановления – Дмитрий Васильев.