3,8K подписчиков

Все еще считаете, что Пикассо кубист? А вы видели его картины в сюрреализме?

3,4K прочитали

Большинство из нас знает Пикассо как основоположника и самого яркого представителя Кубизма, но на самом деле творчество Пикассо было 8 радикально отличающихся периодов, о которых я расскажу в этой статье, чтобы разобраться в его творчестве было значительно легче.

Он испанец, хотя чаще всего мы говорим о нем, как о французском художнике. Да, большую часть жизни он прожил во Франции, но темперамент и страсти, которые кипели в жизни Пикассо выдавали в нем испанца.

Первую свою картину Пабло написал в 8 лет. А первым его учителем был его собственный отец Хосе Руис Бласко (который был учителем рисования).

Пикадор, 1889 год
Пикадор, 1889 год

Пикассо был талантлив с самого детства. В 14 лет Пабло поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха, хотя для поступления был слишком молод. По просьбе отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов и со всеми заданиями справился блестяще! Потом была Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, различные испанские художественные сообщества, но "тот самый Писассо" появляется не в Испании, он появляется в Париже. В 1900 году Пабло переезжает в Париж, и именно это меняет его искусство.

За 91 год жизни Пикассо оставил огромное количесво произведений. Его еще при жизни стали причислять к классикам. Наследие художника исчисляется тысячами работ: картин, рисунков, керамических работ. А имя Пабло Пикассо хотя бы раз слышали порядка 80% людей на земле.

Традиционно, в таких случаях, чтобы упростить восприятие и изучение, творчество делят на периоды.

В случае с Пикассо таких периодов 8 (восемь):

  • Ранние годы
  • Голубой период
  • Розовый период
  • Африканский период
  • Кубистический период
  • Период неоклассицизма
  • Сюрреалистический период
  • Военный период

Научиться отличать один от другого довольно просто, если знать на что смотреть. Сейчас я Вам как раз об этом расскажу.

Ранние годы (1889-1900)

Часто о современных художниках говорят, что они не умеют рисовать. Вы наверняка слышали расхожую фразу "Да так мой 5-летний ребенок нарисует", но на самом деле большинство из них рисует прекрасно.

Если мы посмотрим на работу Пикассо периода обучения в академии художеств, то становится очевидно, что рисовать он умел.

Знание и милосердие, 1897 год
Знание и милосердие, 1897 год

Небольшая ремарка: Эта работа размером 2,5х2 метра и написал ее Пикассо в 15 лет!

Глубина, объем, фигуры. Вряд ли после этого кто-то может сказать, что он не умел рисовать.

Итак, раннему периоду творчества Пикассо характерны:

  • Реалистичные фигуры и сюжеты
  • Объем и глубина в картине
  • Разнообразные и правдивые фактуры ( мы отчетливо видим, например, что простыня, покрывало и брюки мужчины абсолютно разные по фактуре)

Еще несколько работ того периода, для закрепления

Голубой период (1901-1904)

В начале 20 века все художники стремились в Париж. Там проводились выставки, было развито производство красок и холстов, но самое главное-в Париже процветал арт-рынок и картины можно было продать.

Пикассо еще живет на 2 страны, но уже часто приезжает в город огней и художников, но если мы посмотрим на его картины, то никакой радости и воодушевления мы не увидим. Почему?

Это связано с глубокой личной трагедией. В 1901 году в Париже умирает его близкий друг Карлос Касагемас. Пикассо переживает эту утрату как настоящий художник-погружаясь в творчество.

Смерть Касагемаса,1901
Смерть Касагемаса,1901

Позже он сам скажет, что после смерти друга он погрузился в синий цвет. Именно благодаря синей палитре этот период и носит название "Голубой".

Он характеризуется:

  • Холодные синие и голубые оттенки
  • Одиночные фигуры на фоне стены
  • Персонажи бесконечно одиноки и несчастны, а сюжеты печальны: старость, нищета, смерть.

Розовый период (1904-1906)

В 1904 Пикассо окончательно перебирается в Париж. Наконец он находит вдохновение и начинается новый период его творчества.

Палитра светлеет и теплеет. Он начинает использовать жемчужно-розовый, розово-серый, золотистый.

Героями его картин становятся не старики и нищие, а актеры цирка, акробаты, арлекины. Все дело в том, что в тот период Пикассо жил в знаменитом общежитии для художников на Монмартре, а неподалеку от него как раз и располагался цирк.

Их фигуры так же вытянуты и нереалистичные, но наполнены они уже совсем другими чувствами.

Итак, чем характерен "розовый период":

  • Светлая и теплая палитра: много розово-золотистых и розово-серых оттенков
  • Герои картин - бродячие артисты: арлекины, акробаты, танцовщики
  • Интерес к формам и контрастам

Знаменитая в России "Девочка на шаре" работа как раз этого периода.

Африканский период (1906-1908)

В это время в Европу начинает проникать искусство других народов. Впервые в Париже проходит выставка африканских масок и идолов. Весь Париж сходит с ума от этой экзотики, от искусства необременённого "античным следом"(наследием античного искусства).

Пикассо очень вдохновляется этим "другим" искусством. По его работам мы четко видим, что и цвет и форма перестали его интересовать как раньше, зато все герои картин получили лица. Лиза похожие на африканские маски.

В этот период рождаются его "Авиньонские девицы"-самая знаменитая работа Пикассо. Это сцена из публичного дома, в которой девушки вышли встречать клиентов.

Правда лица их вряд ли можно назвать приветливыми или даже привлекательными.

Характерные признаки этого периода:

  • мотивы заимствованные из африканского искусства
  • тяжелые и массивные формы
  • лица-маски

Кубизм (1909-1914)

Это, пожалуй, самый знаменитый период творчества художника. Именно с ним мы ассоциируем Пикассо.

Что же произошло?Что же такого привнес в искусство художник, что навсегда закрепил за собой имя основателя и самого яркого представителя авангардного европейского искусства.

На самом деле кубизм-это очень резкий поворот в европейском искусстве. Так почему же он возник?

Главной проблемой искусства всегда было жизнеподобие. Наверное, у многих из нас сохранился стереотип, что красиво то, что на картине выглядит как же, как в жизни. Так вот в начале 20 века художники начали понимать, что изображать реалистичные предметы больше нет необходимости. Если раньше единственной возможностью сохранить что-то в веках было нарисовать это, то теперь с документированием реальности прекрасно справлялись фотоаппараты.

Искусство понимает, что оно может быть другим. Оно начинает искать форму.

И находит ее.

Это было очень смело!

Основным принципом кубизма был уход от глубины и объема, и желание показать один и тот же предмет с разных ракурсов одновременно: сверху, снизу, сбоку.

На некоторых картинах практически невозможно разобрать, какой предмет изображал художник. Это была реальность, где материя живет какой-то другой жизнью, по своим каким-то особенным законам.

Итак, что же свойственно кубизму:

  • Простые формы. Ощущение, что на картину насыпали гипсовых форм
  • Отсутствие интереса к цвету
  • Изображение предмета с нескольких точек зрения одновременно
  • Основной сюжет: натюрморт без цветов, урбанистический пейзаж и портрет

Статья выходит очень длинной, поэтому чтобы узнать почему Пикассо после кубизма вернулся сначала в академическую живопись, а потом подался в сюрреализм переходите во вторую часть статьи по этой ссылке (нажать, чтобы перейти)

Комментарии и лайки очень приветствуются!