38 подписчиков

Как я учусь на клинического психолога?

263 прочитали

Сейчас прошла половина моей учёбы в медицинском вузе по специальности «клиническая психология». А это на минуточку 3,5 года из 6. Хотелось бы рассказать немного о нюансах учебы на этой специальности, о подводных камнях, ожиданиях при поступлении и реальности. Статья будет интересна, как будущим абитуриентам, так и желающим быть в курсе того, как проходит обучение будущих психотерапевтов.

1. Кем же вы будете, поступая на эту специальность?

Подавая документы, многие из моих одногруппников не представляли, чем они будут заниматься после выпуска. Да, я изучаю клиническую психологию в медицинском университете. Нет, клинический (или по-другому медицинский) психолог - это не врач. Но тем не менее, наше основное будущее место работы это медицинские учреждения. Клинические психологи работают с пациентами и больными соматическими заболеваниями, грубо говоря,они работают с психологическим аспектом болезни: тревожностью, страхами, приверженностью к лечению. Со всеми штуками, которые в контексте человеческой психики не считаются патологией или болезнью, с феноменами, которые мешают пациенту адаптироваться к обществу, своей болезни или новому социальному статусу.

Счастливые и сонные будущие клинические психологи
Счастливые и сонные будущие клинические психологи

Клиническим психологам запрещается назначать препараты, но мы можем назвать себя правой рукой психиатра, так как одной из наших обязанностей является вовремя распознать серьезные нарушения психики и направить пациента к нужному специалисту.

Но нам никто не запрещает проводить психотерапию, психокоррекцию и психологические консультации.

Кроме медицинских учреждений, нам также открыта дорога в школы, университеты, отделы по набору персонала и вообще любые места, где необходима работа с человеческими ресурсами. Все зависит только от того, какое направление выберете вы.

2. Начало учёбы

Первые несколько семестров больше чем на половину состоят общеобразовательных предметов ( история, культурология, русский язык), наличие которых объясняется тем, что клиническому психологу необходимо быть разносторонним и образованным во всех сферах. Но на деле большинство из этих предметов являются надоедающей язвой во время сессии. Особенно, когда помимо 3 профильных предметов нужно учить ещё всю Историю России и мировую философию. Но, немного погодя, осознаешь, что знания полученные на этих предметах были достаточно интересными, хотя и почти бесполезными для дальнейшей практики. Но где ещё можно узнать, почему русские так любят водку, а Александр II был не такой уж молодец и реформатор.

Первые занятия по анатомии. Тогда нам просто нравилось смотреть "прикольные косточки", а потом оказалось, что нам надо знать их все наизусть...
Первые занятия по анатомии. Тогда нам просто нравилось смотреть "прикольные косточки", а потом оказалось, что нам надо знать их все наизусть...

И парочку предметов хочется отметить отдельно.

Математика и основа статистического анализа. Если вы думали, что поступили на гуманитарную специальность и о математике можно забыть, то тут вы не правы. Вас сразу загрузят теориями статистики и статистическим анализом. И делать вам все это нужно будет вручную. Но очень рекомендую не забрасывать этот предмет. Потом статистический анализ будет преследовать вас на протяжении всей учебы: во время курсовых, исследований и написания статей. Поэтому лучше разобраться в этом сразу.

Латинский язык. Его вам дадут за полгода и в очень кратком виде. Но спрашивать будут как с врачей. Зачем? Клинические психологи работают в больнице, а латинский язык в теории является универсальным средством общения с любым медицинским персоналом на тему болезней пациентов. Но на деле вы выучите кучу латинских названий болезней, споёте гимн университета на этом же языке и благополучно все забудете, как страшный сон.

3. Профильные предметы

Обучение начнётся с зубрежки общей психологии. Дисциплина-основа, по другому не скажешь. Учить ее от и до нужно, потому что на этом будет строиться все ваше остальное обучение. На первых курсах других профильных дисциплин относительно мало. И первое время складывалось ощущение, что вся психология это какой-то эфемерный набор понятий и теорий. Но к третьему курсу профильных дисциплин становится больше (гендерная психология, нарушения детского возраста, психодиагностика), и образ будущей профессии становится все чётче.

Уже на 2 курсе желательно бы определиться со своими научными интересами, в какой области вы хотите быть спецом. Если до 5 курса будете писать про наркологию, потом переквалифицироваться в сексолога будет тяжко. Но возможно! А если уже точно определились, то берите под ручку научного руководителя и требуйте от него научной работы. Тут как повезёт, если научный руководитель толковый, то вам и по отделению дадут походить, и с методиками помогут и подскажут какие вопросы остаются проблемными в настоящее время. Я вот пытаюсь разобраться в нейропсихологии, и мой научный руководитель, говорит, что я стану миллионером, если буду разрабатывать эту тему (но это не точно)

Сидим на 15 этаже клиники им. В.А. Алмазова, думаем о будущих миллионах
Сидим на 15 этаже клиники им. В.А. Алмазова, думаем о будущих миллионах

4. Отношение преподавателей

Из-за того, что не каждому понятно, чем же всё таки занимается клинический психолог, многие преподаватели (это относится в большой мере к кафедрам медицинским) относятся к нам с пренебрежением. Для кого-то наша специальность что-то выдуманное и несуществующее, для кого-то мы мошенники и гадалки, поэтому ко второму курсу привыкаешь к легким издевкам и насмехательствам. К счастью, со временем многие из таких преподавателей меняют своё мнение, когда понимают, где располагается сфера нашей работы, и что во врачевание мы не лезем.

«Так, встали! По сторонам посмотрели! Аутизм выключаем!» - цитата одного из преподавателей в начале пары.

Но есть и обратный эффект. Был у нас такой предмет как патологическая физиология. Чтобы было понятно, студенты лечебного факультета учат патофизиологию в конце 3 курса при этом имея базу знаний по химии, биохимии, анатомии, гистологии и ещё куче предметов. Конечно, ничего из этого у нас не было, потому что оно психологу просто не нужно. Но как можно догадаться, зачёт мы сдавали по полной программе лечебного факультета. Так что если придёте к психологу с жалобами на тревогу, то можете заодно спросить патогенез воспаления, вам ответят.

А ещё нам приходится бегать между корпусами на разные кафедры. И хорошо, если выдастся солнечный денёк
А ещё нам приходится бегать между корпусами на разные кафедры. И хорошо, если выдастся солнечный денёк

На самом деле это лишь верхушка айсберга. И о процессе обучения на клинического психолога можно рассказывать ещё очень долго. Пишите свои вопросы в комментариях и делитесь своими воспоминаниями об обучении в университете.

Спасибо за прочтение!