Всем привет! Это канал proстранное искусство.
Жил-был в Нидерландах XVI века художник по имени Питер Брейгель Старший. Он никогда не писал портретов и натюрмортов, зато обожал в подробностях рассказывать о жизни простых людей. Охота, зимние забавы, свадебные застолья, сбор урожая и другие бытовые сценки - основа его творчества. Брейгель внимательно относился даже к самым мелким деталям, порой вкладывая в них больший смысл, чем в изображение целиком. Именно благодаря этой скрупулезности картины средневекового нидерландца так интересно разглядывать. Всегда находишь что-то новое.
"Вавилонская башня", на мой взгляд - одно из самых глубоких и продуманных произведений Брейгеля. Всего их сохранилось две: одна - большая - в Вене, другая - малая - в Роттердаме. Кстати, большой вариант на самом деле весьма скромен: 155 на 114 сантиметров.
"Вавилонская башня" посвящена популярному в XVI - XVII веках библейскому событию: люди решили построить башню выше небес, и в процессе строительства так прогневали Бога, что тот решил разобщить своих тщеславных детей, лишив их единого языка и расселив по разным континентам. В Библии не говорится, кто инициировал самое масштабное строительство всех времен и народов, но Средневековые мыслители вычислили, что это мог быть царь Нимрод. Собственно, он и изображен на переднем плане вместе со свитой.
Царю навстречу бегут и падают ниц прорабы, каменщики и простой люд, живущий в пешей доступности от местной достопримечательности. И пока Нимрод раздает рукопожатия ("Очень приятно, Царь"), все старательно отвлекают его от того, что происходит с башней. А с башней, надо сказать, все довольно плохо: она рассыпается на глазах. Строители, которые работают над ее возведением, похоже ранее лепили "хрущевки": всё криво да косо, сплошные окна и арки, разобщенность в стиле и глобальный перекос по высоте: с первого взгляда на башню становится ясно, что она заваливается на левый бок. Судя по разобщенности их действий - художник "застает" тот момент, когда божественное наказание уже потихоньку вступает в силу.
Свою башню Брейгель отчасти скопировал с римского Колизея: он как раз недавно вернулся из Италии. Ну а царь Нимрод здесь олицетворяет реального правителя: императора священной Римской Империи Карла V, который, тяжелыми усилиями объединив половину Европы, в 1556 году внезапно сложил с себя полномочия, отдав Нидерланды своему сыну Филиппу. Нидерландам вообще в то время жилось, мягко говоря, непросто: жестокий герцог Альба регулярно устраивал показательную порку за неповиновение и религиозные взгляды голландцев, среди которых в то время также шла ожесточенная борьба. При этом Антверпен (в декорациях которого и воздвигнута Вавилонская башня) в то время является богатым, прогрессивным городом, где развиты строительство, кораблестроение и торговля. Но своей картиной Брейгель как бы намекает, что все это люди с легкостью потеряют в своей тщеславной борьбе за власть и богатство.
Многие считают, что Брейгель изобразил не разобщенность строителей, а развитие их мастерства: если на нижних уровнях они вручную вытачивают каменные блоки и везут их наверх на лошадях, то на верхних уровнях эту работу выполняют сложные машины. Как бы то ни было, башня в любом случае рушится прямо во время работы: если внимательно посмотреть на стены, можно увидеть, как часть из них просела, а кое-где поросла травой и мхом.
Пока строится это величайшее творение в человеческой истории - люди продолжают жить своей крошечной, суетливой жизнью, будто муравьи копошась на склонах башни и у ее подножия. И здесь мы вновь застаем те самые уютные бытовые сценки, в которых Брейгель абсолютно уникален и несравним. Разумеется, художник пишет не вавилонян, а своих современников, которые стирают, ловят рыбу, занимаются домашними делами и просто неспешно прогуливаются.
И напоследок - занимательный кадр, который практически незаметен невооруженным глазом. Ну а что, жизнь надо показывать такой, какая она есть! Даже если речь идет о Вавилонской башне.
Спасибо что дочитали!