Найти в Дзене

Персонаж с обостренным чувством прекрасного, пикирующий в штопор

Книга понравилась сразу, потому что с первых фраз мне показался симпатичным главный герой.

Модный оформитель Сигбьёрн в романе норвежского писателя Тургрима Эггена под названием «Декоратор. Книга вещности» находится на взлете своей карьеры.

Обложка романа, Яндекс Картинки
Обложка романа, Яндекс Картинки

Ему часто перепадают заказы на оформление домов богатых клиентов (в шутку он называет их про себя «пациентами»). Он занимается любимым делом и живет с любимой женщиной в новой квартире, которую сам же и декорирует на свой вкус.

Автор явно очень хорошо разбирается в дизайне и в психологии художников.

Тургрим Эгген. Яндекс Картинки
Тургрим Эгген. Яндекс Картинки

У героя романа, что называется, обостренное чувство прекрасного. Он умеет превратить любое пространство в шедевр, искусно подбирая цвета, мебель, формы и источники света. Дом для него — это не просто место, чтобы поесть и выспаться. Дом — вместилище уюта, источник вдохновения, Муза и одновременно объект приложения всех его творческих порывов. А вот его сожительница Катрине почему-то его музой не является. Он живет с ней постольку-поскольку. Потому что удобно.

По мере того, как разворачивается действие, мы медленно начинаем наблюдать, что нашего героя заносит куда-то « не туда». Почему медленно? Потому что в романе огромное количество описаний предметного мира, вещей, которые окружают людей, и персонажей, которые взаимодействуют с со своими вещами.

Погружаться в это очень интересно. Дополнительный бонус для тех, кто «захламил» собственные жилища: когда я вчиталась в роман, мне невольно стало вдруг очень стыдно за свою кухню, и я начала процесс выбрасывания пустых пластиковых бутылок и прочего барахла, которое лежало мертвым грузом. Так что, вот такой интересный эффект оказывает «Декоратор» - вдохновляет привести дом в порядок.

Что же происходит с главным героем? Он неожиданно «слетает» с катушек, теряет внутреннее спокойствие и начинает рушить свой гармоничный мир, попутно задевая и всё, что его окружает. Пусковой кнопкой, которая начала этот процесс разрушения, становится женщина, соседка сверху.

Первое случайное впечатление, которое она производит на Сигбьёрна, - скорее отталкивающее. Она — толстая до неприличия, на лице — густой слой макияжа, подобный штукатурке, и манеры у нее как у женщины с пониженной социальной ответственностью. Как мы узнаем позже, квартира ее тоже является апофеозом китча и безвкусицы, то есть всего того, от чего нашему декоратору становится почти физически дурно.

Тем не менее, всё это не мешает ему в нее влюбиться по самые уши. А она, хотя поначалу и идет на сближение, затем его отвергает. Это и запускает процесс саморазрушения в декораторе. Он начинает грубить заказчикам, ведет себя вызывающе, случайно давит зверьков на дороге и отказывается от выгодных проектов. Он начинает видеть вещи по-новому и хочет кардинально изменить свою жизнь.

Наблюдать за таким необратимым обрушением героя в психологический штопор одновременно забавно и жутковато, особенно когда мы узнаем о подноготной Сигбьёрна и его детской травме. Оказывается, его мать застрелила отца из ревности, когда он был ребенком. И он всю жизнь пытался «навести порядок». Но вот сейчас порядок дает сбой. Он вдруг нащупывает что-то новое в себе и понимает, что больше не может творить красоту в интерьерах в своем прежнем стиле. У него внутри запускается процесс творческих изменений.

Чем больше контакта он налаживает с самим собой, тем хуже он него обстоят дела с заказчиками. Он предлагает странные решения, он больше не может и не хочет идти ни на какие компромиссы. Например, вешает на стену в доме одного из заказчиков-богатеев чучело барсука, которого случайно задавил на дороге. Заказчик в глубоком недоумении.

А читатель начинает усиленно сострадать бедолаге-декоратору, устаканенная жизнь которого катится под откос, и остановить процесс вряд ли получится. А виной всему — любовь! Тонкая душевная организация часто выходит боком, как писал драматург Вампилов. Всё заканчивается очень плохо, эстетические страдания оборачиваются настоящей трагедией и детективом, по степени мрачности чем-то напоминающем "Парфюмер" Зюскинда. Но это уже в самом конце.

В общем, если Вы любите искусство и романы с двойным психологическим дном, то книга будет как минимум интересной.

Спасибо, что прочитали!