До сих пор мы не использовали логику. Т.е. программа не зависела от каких-либо условий, а лишь выполняла по порядку наши указания. Давайте исправим это и научим программу "думать". Ну не совсем думать конечно, но по крайне мере поступать так или иначе, в зависимости от "обстоятельств".
А обстоятельствами будут условия. Условия, которые могут быть истинными (True) или ложными (False).
Для начала рассмотрим простое логическое выражение x == 3. Да да, именно с двумя знаками "=". Это один из операторов сравнения. Не путать с оператором присваивания.
Запись x == 3 эквивалентна вопросу: действительно ли значение переменной х равно 3. Естественно результатом может быть одно из двух значений:
- True - истина
- False - ложь
Есть и другие операторы сравнения:
- < - меньше
- > - больше
- <= - меньше или равно
- >= - больше или равно
- != - не равно
Убедимся, что логическое выражение возвращает True или False:
Если с условиями всё понятно, то движемся дальше. Если же возникли вопросы, пишите в комментариях.
Теперь, зная что Python умеет отличать истину от лжи, научим его и действовать соответственно, т.е. в зависимости от условий. В этом нам поможет оператор If.
Например, есть какое-то значение температуры воздуха. Мы хотим проверить его и если значение выше 25, то вывести слово "Жара".
Синтаксис оператора If такой:
Обратите внимание на двоеточие после условия и отступ на следующей строке. Отступ опять же играет важную роль. Об этом я писал здесь.
Что же будет, если условие окажется ложным. А ничего. В данном примере ничего не произойдёт, т.к. мы не указали программе как себя вести в этом случае. Давайте исправим это, применим else.
Допустим в случае отсутствия жары мы хотим вывести сообщение об этом:
Теперь есть чёткая инструкция, что делать если температура не больше 25. Естественно выполнится только одна часть кода, в зависимости от истинности или ложности условия. Это и называется ветвлением.
На этом пока всё, если что-то не понятно, пишите в комментариях, разберёмся.