3,5K подписчиков

Почём история для народа?

История этого необычного проекта началась ещё в 2011 году, когда в Центральном Манеже Москвы была организована выставка, посвящённая восстановлению религиозной жизни России в постсоветский период. Главным её новшеством стал формат подачи материала: на смену обычным фотографиям, плакатам и репродукциям пришли мультимедийные проекторы и сенсорные экраны. Это позволило продемонстрировать посетителям экспозиции не только обычные в таких случаях материалы, но и совершенно новый контент, включающий в себя многочисленные трёхмерные модели и даже небольшие документальные фильмы. Формат оказался на удивление удачным. В последующие несколько лет по этому образцу были созданы ещё несколько экспозиций, посвящённых истории России. Чтобы проделанная работа не пропала втуне, мультимедийную выставку решили сделать постоянной: на ВДНХ открыли постоянный павильон "Россия – моя история". С 2016 года такие интерактивные #музеи начали появляться и в других городах. В последующие несколько лет новые выставочные центры были последовательно открыты в более чем двадцати регионах. Основную часть расходов по строительству взяло на себя ПАО "Газпром". Создание каждого исторического парка обходится компании в среднем в 120 миллионов рублей, из которых около 70 миллионов рублей уходят на покупку дорогостоящего технического оборудования.

Регионы присутствия исторических парков "Россия – моя история" по состоянию на начало 2021 года. По материалам официального сайта проекта (http://myhistorypark.ru)
Регионы присутствия исторических парков "Россия – моя история" по состоянию на начало 2021 года. По материалам официального сайта проекта (http://myhistorypark.ru)

В Екатеринбурге исторический парк открылся одним из первых, 3 сентября 2017 года. Специально для него на берегу Исети, позади городского цирка и совсем рядом с тем местом, где на тот момент ещё стояла знаменитая телебашня, было построено новое здание. Оно выглядит очень стильно и уже само по себе служит украшением столицы Урала. Выставочный комплекс имеет два этажа и необычную треугольную в плане форму, а его общая площадь превышает 7 тысяч квадратных метров.

Для исторического парка "Россия – моя история" построили новое здание, которое само по себе является украшением городского пейзажа
Для исторического парка "Россия – моя история" построили новое здание, которое само по себе является украшением городского пейзажа

Я впервые посетил исторический парк "Россия – моя история" спустя три с лишним года после его открытия, в минувшие новогодние каникулы. На тот период в нём действовали четыре #выставки: первый этаж занимали постоянные экспозиции "Рюриковичи" и "Романовы", а на втором этаже разместились временная экспозиция "Вспомним", посвящённая Великой Отечественной войне, и #выставка "Герои не умирают", посвящённая жизни и подвигу знаменитого разведчика Николая Кузнецова. Последней экспозиции отвели совсем небольшой уголок, зато это позволило перевести её в разряд постоянных, благо места она занимает совсем немного. К слову, о Николае Кузнецове я уже писал на своём канале ранее, а статью об этом неординарном уроженце Среднего Урала иллюстрировал в том числе и фотографиями, сделанными в историческом парке.

Необычные дизайнерские решения в оформлении интерьеров исторического парка
Необычные дизайнерские решения в оформлении интерьеров исторического парка

Не буду останавливаться подробно на содержании каждой выставки, тем более, что их названия говорят сами за себя. "Рюриковичи" и "Романовы" – самые "старшие" выставки, с которых, собственно, и начинались все эти мультимедийные исторические парки. Объём фактологического материала – огромный. Поначалу я честно старался изучать всю представленную информацию, но бросил эту затею уже через десять залов, останавливаясь более детально лишь на тех темах, которые казались мне действительно интересными. Субъективно, чтобы более или менее вдумчиво ознакомиться со всеми материалами, потребуется минимум часов шесть. Возможно – даже больше. Сразу отвечу тем, кто возмущается, что, мол, билет дорогой, а за один раз всё не посмотреть. Единый билет на посещение всех экспозиций стоит 300 рублей, что, на самом деле, не так уж и много по современным меркам. Вдобавок, действителен он в течение 10 дней с даты покупки. То есть, даже если вы работаете или учитесь шесть дней в неделю с утра и до вечера, как минимум дважды по одному билету исторический парк вы посетить сможете.

Один из залов экспозиции "Рюриковичи"  с трёхмерными моделями древнерусских крепостей
Один из залов экспозиции "Рюриковичи" с трёхмерными моделями древнерусских крепостей

Первое, что приятно удивило – в общем-то вполне нейтральная подача материала. Зная, что проект создавался по инициативе Русской Православной Церкви, я был готов к чему угодно, но только не к этому. К примеру, даже рассказывая о Владимире Святославовиче, при котором произошло крещение Руси, не забыли упомянуть о том, что в молодости он был закоренелым язычником, имел несколько сотен наложниц и предательски убил своего брата Ярополка. Лично мне понравилась хорошая подборка материалов по древним русским церквям, иконам и фрескам. Интересно было посмотреть трёхмерные модели древнерусских крепостей – в числе которых, правда, в одном ряду с Новгородом, Псковом и Порховом почему-то оказалась Уфа. Немало и так называемого "регионального" контента, который привнесли в экспозицию историки из Екатеринбурга: тут и материалы о Шигирском идоле, и о Стране городов со знаменитым Аркаимом, и история похода Ермака в Сибирь. Вот только становлению горных заводов уделили почему-то совсем мало внимания. В одном из залов решили разместить единственный "осязаемый", не цифровой экспонат – древнерусский меч, найденный в ходе археологических раскопок на Куликовом поле. Меч, конечно, хороший, вот только смотрится неуместно: уж больно выпадает из общей концепции.

Зачем-то включённый в экспозицию единственный в прямом смысле этого слова настоящий экспонат – меч, найденный на Куликовом поле
Зачем-то включённый в экспозицию единственный в прямом смысле этого слова настоящий экспонат – меч, найденный на Куликовом поле

Во время осмотра первых двух экспозиций меня не покидало ощущение, что авторам не удалось в полной мере раскрыть потенциал, заложенный в мультимедийный выставочный комплекс – попросту не хватило соответствующего контента. Взять, к примеру, огромный зал с проектором-полусферой уровня среднестатистического планетария и хорошо поставленным объёмным звуком. Эпично и технологично – а вот демонстрировать там пока что попросту нечего. Своеобразной "заглушкой" служат довольно посредственные пятиминутные видеоролики, даже не адаптированные к сферической проекции. Наверняка рано или поздно соответствующее наполнение будет создано – просто нужно время, чтобы его разработать, а заодно и преодолеть некоторую инерцию стандартного мышления. Ведь в экспозиции уже имеются некоторые находки, которые служат настоящим украшением выставки. Например, так называемые "живые книги". Действительно, всё гениальное – просто. Лежит на постаменте массивная такая книга с девственно чистыми страницами, только в уголках имеется небольшой номер. Проектор, размещённый над стендом с книгой, считывает этот номер и проецирует на "страницу" соответствующее изображение. То есть, листаешь ты её как обычную книгу, а страницы действительно будто бы живые: бегут красиво анимированные буквы, оживают гравюры и фотографии, колышутся под порывами ветра деревья, бегут облака – в общем, всё как в магических книгах и газетах из "Гарри Поттера".

Интерактивная книга, посвящённая жизнеописанию Симеона Верхотурского. Действительно, всё гениальное – просто
Интерактивная книга, посвящённая жизнеописанию Симеона Верхотурского. Действительно, всё гениальное – просто

К сожалению, таких экспонатов пока что очень мало. Большинство залов построены по примерно одной и той же типовой схеме. На стены проецируются четыре изображения с кратким поясняющим текстом, статичных или периодически меняющихся, задающих основную тему. Перед каждым изображением установлен тачскрин, на который выводится то же самое изображение, только с дополнительными активными гиперссылками, переходя по которым можно получить чуть более подробную информацию по интересующему вопросу. В центре зала обычно расположен так называемый проекционный стол с каким-нибудь интерактивом: можно "покрутить" трёхмерную модель или поучаствовать в небольшой викторине. Впрочем, по-настоящему интерактивного контента тоже пока что остро не хватает: зачастую он сводится к простому "перелистыванию" красивых картинок. На мой взгляд, временно можно было бы сделать упор на те же викторины, но авторы моей точки зрения не разделяют: на всей выставке "Рюриковичи" имеется всего две или три "угадайки". Почему-то не уделили должного внимания такой немаловажной части мультимедийной экспозиции, как звуковое сопровождение. На выставках "Рюриковичи" и "Романовы" оно мне показалось крайне скудным. Впрочем, в этом есть свой резон – ничто не отвлекает от вдумчивого изучения информации.

Удивительно, но такой масштабный проект за несколько лет своего существования собрал сравнительно немного острой критики по существу. Даже заядлые скептики ограничивались такими общими фразами, как "тенденциозность подачи материала" и "обилие красноречивых лакун и недомолвок". Конечно, профессиональные историки найдут, к чему придраться, тем более что #история – наука, которая благосклонно относится к порою противоречивой и субъективной трактовке разнообразных фактов и эпизодов. Но пока что в основном указывали на встречающиеся орфографические и грамматические ошибки, которые, кстати, оперативно исправлялись. Это говорит о том, что авторам удалось создать на удивление качественный по современным меркам продукт, в той или иной степени устроивший всех, кто с ним пока что успел ознакомиться.

Экспозиция "Вспомним". Мультимедийные экраны и проекционные столы с "лежащими" на них документами
Экспозиция "Вспомним". Мультимедийные экраны и проекционные столы с "лежащими" на них документами

Отдельно хочу остановиться на экспозиции "Вспомним". Её создатели ставили перед собой задачу показать Великую Отечественную войну от первого лица. Сложно сказать, удалось ли им это сделать в полной мере, но, как минимум, многие недостатки уже ставших "классическими" экспозиций первого этажа они исправили. Во-первых, наконец-то убрали назойливое дублирование информации на проекционных экранах и тачскринах. Мультимедийных экранов в экспозиции 160, а тачскринов с более подробной текстовой информацией – всего 20. Ещё имеются 10 проекционных столов. Здесь они действительно превращены в столы с "лежащими" на них виртуальными документами – очень грамотное решение. Во-вторых, создатели выставки здорово поработали над световыми и звуковыми эффектами. Для этого все залы условно поделили на две категории: в одних содержится больше фактологической информации, а в других упор сделан на визуальную и эмоциональную составляющую. То есть, в залах, где есть, что почитать, вас в принципе ничего не отвлекает. Зато залы, где содержатся в основном графические материалы, превратились в настоящий кинотеатр, по которому, правда, надо ходить. И звуковое сопровождение подобрано просто шикарно. Например, в зале, посвящённом концентрационным лагерям нацистской Германии, резкие оклики невидимых надзирателей буквально заставляют вздрагивать. Где-то попросту оглушает гул канонады, где-то кажется, что пули свистят прямо у вас над головой – сделано очень здорово, в том числе и благодаря задействованным технологиям объёмного звучания.

Один из залов экспозиции "Вспомним" с визуальным контентом
Один из залов экспозиции "Вспомним" с визуальным контентом

Поработали и над интерактивной составляющей. Настоящая находка – в первом же зале, посвящённом началу Великой Отечественной войны. Посреди зала на постаменте стоит вполне себе аутентичный телефонный аппарат – добротный, советский, с чёрным эбонитовым корпусом и блестящим диском. И вдруг он начинает настойчиво так звонить. Поначалу даже не понимаешь, чего это он так надрывается. А между тем на него деликатно указывает лазерная подсветка – мол, давай уже, ответь. Ты берёшь трубку, ощущая её приятную тяжесть, а на другом конце виртуального "провода" тебе кричат что-то вроде: "Срочно выезжайте в Кремль! Немцы напали на Советский Союз! Совещание у товарища Сталина начнётся через сорок минут!". По-моему, здорово. Добавили и так полюбившихся посетителям "живых" книг. Я специально не считал, но, по-моему, их в экспозиции не менее восьми. Большая часть размещена в центральном зале с высоким потолком и круговой проекционной панорамой, экспозиция которого посвящена Уральскому добровольческому танковому корпусу – знаменитой "дивизии чёрных ножей". Да-да, это всё тот же самый "региональный" #контент.

Фрагмент огромной круговой панорамы, посвящённой созданию Уральского добровольческого танкового корпуса
Фрагмент огромной круговой панорамы, посвящённой созданию Уральского добровольческого танкового корпуса

На мой взгляд, главная ценность проекта даже не в том, что он позволяет за несколько часов провести своеобразный ликбез по истории России, причём сделать это весьма эффектным и запоминающимся образом. Гораздо более важно то, что в городе появилось огромное мультимедийное пространство, которое может постоянно и практически мгновенно обновляться. То есть, сам исторический парк послужит жителям Екатеринбурга ещё не один десяток лет, и не только в деле преодоления безграмотности в отношении отечественной истории. Уже сейчас парк стал площадкой, на которой проводятся многочисленные лекции, семинары и мастер-классы, которые привлекают отнюдь не одних только студентов и школьников. Для примера озвучу темы лишь трёх последних лекций: "Причина поражения Белого движения в Гражданской войне на примере Юга России", "Трансформация образов Ленина и Сталина в современном искусстве" и "По следам французских армий в России: опыт участия в международных археологических экспедициях". Лекции обычно проводятся по субботам, а посещать их можно абсолютно бесплатно, требуется лишь предварительная онлайн-регистрация, поскольку число желающих зачастую превышает количество доступных в лектории мест.

На страницах своего канала я не раз упоминал об интересных музейных экспозициях, посещение которых позволяет интересно организовать свой #досуг даже зимой, когда большинство природных достопримечательностей Урала в определённой мере труднодоступны. К примеру, я уже рассказывал вам об экспозиции геологического музея в Екатеринбурге – настоящей сокровищнице Уральских гор. Поистине необычный экспонат содержится в экспозиции Свердловского областного краеведческого музея – это знаменитый Шигирский идол, древнейшая в мире сохранившаяся до наших дней деревянная скульптура. Не стоит забывать и об уникальных музеях под открытым небом – к примеру, вы можете посетить Нижнетагильский завод-музей, позволяющий в прямом смысле этого слова прикоснуться к трёхвековой истории уральских горных заводов. Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал, если публикация вам понравилась – ваша активность позволяет мне создавать больше качественного контента.