16 подписчиков

Судьба зятя А. С. Пушкина - сокращенная книга

В литературе последнего времени сообщается много весьма любопытного о младшей дочери Пушкина:  она - дочь Николая I, имела любовную связь с великим князем, даже издан роман, как утверждают, написанный

В литературе последнего времени сообщается много весьма любопытного о младшей дочери Пушкина:  она - дочь Николая I, имела любовную связь с великим князем, даже издан роман, как утверждают, написанный ею самой на немецком языке (!) - в наше время он переведен на русский. В то же время о ее муже не говорится ничего нового - повторяется лишь написанное в советское время: сын жандармского генерала обвиняется в распаде семьи, а дочь поэта остается безвинной.

Так ли это? Материалы десяти архивов Москвы и Петербурга  помогают установить истину.

           Женитьба на дочери Пушкина - одно из самых ярких и в то же время самое трагическое событие в судьбе Михаила Дубельта - сына управляющего Третьим  отделением Л.В. Дубельта; отважного офицера, награжденного за храбрость на Кавказе золотым оружием, ставшего генералом. Безгранично любивший жену, он в бракоразводном процессе, возникшем по ее инициативе, взял вину на себя, пожертвовал счастьем и карьерой и был осужден на всегдашнее безбрачие, чтобы была счастлива она.

                ОСУЖДЕННЫЙ  НА  ВСЕГДАШНЕЕ БЕЗБРАЧИЕ

У Александра Сергеевича и Наталии Николаевны Пушкиных было четверо детей - Машка, Сашка, Гришка и Наташка - так называл их отец. Первой выпорхнула из гнезда самая младшая - Таша, как звали ее в семье. Ей не было и семнадцати, когда она вышла замуж за подполковника Михаила Дубельта.

Михаил Леонтьевич Дубельт (1822-1900) был сыном Леонтия Васильевича, управляющего Третьим отделением, ведавшего тайной полицией. В 1840 г. он окончил Пажеский корпус и определен корнетом в один из самых привилегированных полков российской гвардии - Кавалергардский. Восемь лет спустя Дубельт произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святой Анны. Почти три года он был адъютантом командира Главного кавалерийского корпуса Павла Петровича Ланского, младший брат которого Петр Петрович был женат на вдове Пушкина Наталии Николаевне. Как мы узнаем теперь из ее писем, Михаил Дубельт часто бывал в семействе Пушкиных.

Однако столичная жизнь перестала удовлетворять молодого человека, сделалась для него скучной и ничтожной. Хотя служба проходила успешно, он в феврале 1849 г. оставляет блистательный Кавалергардский полк, Петербург и «по собственному желанию», как сказано в послужном списке, переводится на Кавказ, в скромный армейский Апшеронский пехотный полк и почти сразу принимает участие в военных действиях против горцев - участвует в осаде горского аула Чох и награждается за храбрость золотой саблей.

В январе 1851 г. майор Дубельт назначается командиром батальона, а в июне ведет его под яростным огнем неприятеля на штурм горного плато Турчидаг, где собралось множество горцев под началом самого Шамиля. В самом начале боя Дубельт был ранен в ногу, но превозмогая боль, продолжал вести батальон по крутому скалистому склону. Поднимаясь с одного уступа на другой, они взобрались на обрывистый край Турчидага. Тогда горцы, не решившись вступить в рукопашный бой, спешно отступили. За отвагу Михаил Леонтьевич был досрочно произведен в подполковники.

Осенью Дубельт отправляется в отпуск в Петербург, где не был полтора года. Бывая до отъезда на Кавказ  в семействе Пушкиных, он  много раз видел Ташу – сначала девочкой, потом подростком и ныне был восхищен ее расцветающей красотой. Он влюбился и перед отъездом на Кавказ в марте 1852 г.  сделал предложение, которое было принято. Проведя лето в стычках и перестрелках с горцами, Михаил Леонтьевич вновь уезжает в Петербург. По случаю предстоящей женитьбы отпуск был  продлен до  сентября 1853 г.,  после окончания которого  Дубельта ждало возвращение на Кавказ. О том, чтобы ехать в крепость Темир Хан Шуру, где находился Апшеронский полк, с  молодой женой, Михаил Леонтьевич вовсе не думал и намеревался пожертвовать карьерой и выйти в отставку..

До сих пор был известен только краткий фрагмент письма Н.Н. Пушкиной-Ланской  П.А. Вяземскому от 6 января 1853 г., написанного незадолго до свадьбы - несколько фраз были напечатаны в книгах И. Ободовской и М. Дементьева «После смерти Пушкина» и «Наталья Николаевна Пушкина», неоднократно переиздававшиеся. Однако и из этого небольшого фрагмента авторы выбросили несколько строк, представляющих значительный интерес.

Приведем фрагмент письма Наталии Николаевны, выделив строки (***), опущенные Ободовской и Дементьевым:

«Быстро перешла бесенок Таша из детства в зрелый возраст, но делать нечего - судьбу не обойдешь. Вот уж год борюсь я с ней, наконец, покорилась воле Божией и нетерпению Дубельта. Один мой страх - ее молодость, иначе сказать - ребячество. ***Я желать лучшего зятя не могла. 11-летнее короткое знакомство с ним подает надежду и даже уверенность, что счастье будет зависеть единственно от нее. Бог одарил ее умом и сердцем. Разума в эти годы мудрено требовать. На Дубельта все упование мое. Он старше. Бурно отжил первую молодость. Теперь его опытность должна руководствовать их обоих***. За участие, принятое вами и за поздравление искренно благодарю вас...»

Как видим, Наталия Николаевна высоко ценила душевные качества жениха Таши. Совсем иначе стремились представить это Ободовская и Дементьев, намеренно искажая действительное: «Как мы видим из письма, она (Наталия Николаевна – А.К.) боролась против этого брака целый год<…> Мы полагаем, что не молодость дочери была здесь главной причиной и не «нетерпение Дубельта», а то, что она выходила замуж за сына жандарма Л.В. Дубельта. Не мог внушать ей доверие и жених, который был старше Таши Пушкиной на 14 лет. Бурно проведенная молодость и характер его были хорошо известны».


18 февраля 1853 г. в церкви лейб-гвардии Конного полка под Петербургом Таша Пушкина обвенчалась с подполковником Михаилом Дубельтом. В тот же день 22 годами ранее Наталия Николаевна Гончарова сочеталась браком с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Молодым супругам не пришлось покидать Петербург - по протекции наследника престола, будущего императора Александра II Дубельт, произведенный в полковники, был назначен к военному министру для выполнения особых поручений. Много тысяч верст пришлось исколесить Михаилу Леонтьевичу по России, выполняя ответственные задания.

 В декабре 1854 г. приказом Николая I Дубельт был назначен начальником штаба кавалерийского корпуса, находившегося в Елизаветграде. Это было почетное назначение - в состав корпуса входило 30 полков и 23 конных батареи, составлявшие пять кавалерийских и одну конно-артиллерийскую дивизию, а должность была генеральской, хотя он сам имел чин полковника. На смотрах, проводимых императором, Михаил Леонтьевич удостоился четырех «именных высочайших благоволений».

23 августа 1854 г. у Дубельтов родилась дочь Наталия, а 5 августа следующего года - сын Леонтий. Нетрудно догадаться, в честь кого они получили эти имена.

В мае 1857 г. супруги возвращаются в Петербург. Однако не радостным был переезд в столицу для Михаила Леонтьевича. Хотя в 1856 г. во время коронации Александра II он получил звание флигель-адъютанта, но из-за интриг в военном министерстве при новом министре Н.О. Сухозанете был отстранен от престижной должности.

Но Наталия Александровна бесспорно была рада вернуться в столицу и вновь оказаться в великосветском обществе. Восхищенная блеском аристократических балов молодая женщина упивалась вниманием многочисленных поклонников. Она беззаботно веселилась, не вникая в неприятности, постигшие ее мужа.             

Выдавая замуж младшую дочь, Наталия Николаевна Пушкина-Ланская тревожилась за ее судьбу. Опасения оправдались. Дочь, поклявшись перед алтарем хранить верность супругу, видимо, не считала должным ни выполнять данное обещание, ни считаться с мнением матери, ни признавать авторитет мужа.

Три года спустя после начала семейной жизни Наталия Александровна Дубельт, уже имея двух детей, познакомилась с немецким принцем Николаем Вильгельмом Нассауским, приехавшим в Россию на коронацию Александра II. Она очаровала представителя королевского дома, который был на десять лет моложе ее мужа и всего на четыре года старше ее.   

23 апреля 1861 г. Дубельт получает чин генерал-майора и назначается в свиту императора. С июня вновь возглавляет штаб Сводного кавалерийского корпуса. Год спустя Александр II предлагает ему должность Тверского губернатора. Дубельт с благодарностью соглашается. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Причиной краха  карьеры Михаила Леонтьевича Дубельта стало последствие его женитьбы на Наталии Александровне Пушкиной. Это был один из самых ярких и вместе с тем самый трагический эпизод в его жизни.

Согласно семейной легенде, в жилах Дубельта текла испанская кровь. Видимо, эта кровь (если верить легенде) мужа была не менее горячей, чем абиссинская его жены, и делала супругов в равной степени вспыльчивыми, что выливалось в неминуемые ссоры, а затем привела к полнейшему разрыву.

В письме, написанном 19 июля 1862 г., Дубельт предлагал жене три варианта дальнейшей жизни.   

«1. Простить меня совершенно... Честное слово, я совершенно изменюсь. Я буду таким, каким бы должен быть всегда. - Будь великодушна, прости меня, испытай еще раз, последний раз. Даю тебе честное слово, что при первом твоем требовании, я возвращу тебе полную и желанную свободу.

2. Будем жить врознь... Ты меня никогда не увидишь, но будь уверена, что самая пламенная молитва моя к Богу та, чтобы ты со временем меня простила, чтобы ты возвратилась ко мне, хотя бы через 20 лет, хотя бы к смертному моему одру.

3. Развод, но с одним формальным условием, что я всю вину беру на себя и чтоб ты осталась невинною. - Это совершенно справедливо, так как вина вся на моей стороне, и довел тебя до настоящего положения я. - Думаю, что в день твоей свадьбы я умру, но не будь великодушной и если хочешь принять развод, то прими его...

Что касается до меня, то когда моя судьба решится, и  если она такова, как я опасаюсь, я оставлю службу и на всю жизнь уединюсь в Каменное.

Чтобы ни случилось, остаюсь твоим другом.  М. Дубельт

19 июня [1862].

Одесса.

         Не огорчай меня предположением какой-либо задней мысли в этом письме. Клянусь тебе душою покойного отца моего, что с первого до последнего слова все искренно и все будет в точности исполнено».

Помимо этого письма, носившего сугубо личный характер, Михаил Леонтьевич  пишет другое, официальное:

«Я, нижеподписавшийся, сим удостоверяю, что законная жена моя, Наталья Александровна Дубельт, рожденная Пушкина, имеет полное право просить о совершенном расторжении нашего брака… С своей стороны, я отнимаю у себя всякое право на время жизни Натальи Александровны вступить в новые узы брака, но с тем чтобы она имела законную свободу выйти замуж по своему усмотрению».

Однако эти письма не удовлетворили  самолюбивую дочь Пушкина. Она решает добиться расторжения брака самостоятельно.
«Быть может, я достигну той же цели и без твоего содействия, но сохраняя право тебя ненавидеть» - пишет она мужу.

 12 июля 1862 г., согласно прошению дочери Пушкина на высочайшее имя, начинается дело о бракоразводном процессе, хотя Наталия Александровна понимала, что процесс помешает назначению мужа. Однако она резонно считала, что быть супругой принца престижнее, чем женой губернатора. Желая избежать объяснений с мужем, она прислала медицинское свидетельство о невозможности приехать в Россию, поскольку страдает заболеванием, выраженным «в хронической и упорной охриплости», т.е. болезнью горла, вследствие чего она должна проводить время в теплом климате; о следах избиения мужем в заключении не упоминается.

Между тем до сих пор в литературе упоминается, что Дубельт избивал жену и «спьяну в ярости топтал ее ногами», в результате чего у нее на теле остались следы его шпор. Такой весомый аргумент, как медицинский документ, зафиксировавший следы избиения, Наталия Александровна, добивавшаяся развода с мужем, разумеется, прислала бы в Консисторию.

Дочь Пушкина представила в Консисторию уже известные нам письма мужа, выставив на общее обозрение его чувства, о которых он писал ей. Ее поверенный нашел четырех свидетелей, якобы видевших Михаила Леонтьевича Дубельта «в действии прелюбодеяния в апреле или мае 1862 года в гостинице «Демут» в С. Петербурге». Кроме того, она сама в обращении в Консисторию указывала на своего брата Григория Александровича Пушкина как свидетеля.

 Однако Дубельт доказал, что указанные поверенным свидетели подкуплены. Григорий Пушкин отказался участвовать в бракоразводном процессе, пояснив, что ничего не знает об отношениях сестры с мужем.

 В феврале 1864 г. Петербургская духовная консистория отказала Н.А. Дубельт в разводе с мужем. Но дочь Пушкина, пользуясь покровительством видных сановников - петербургского обер-полицмейстера И.В. Анненкова, генерал-губернатора светлейшего князя А.А. Суворова и главного начальника Третьего отделения князя В.А. Долгорукова решила в виде исключения добиться получить разрешение на отдельное проживание от мужа. Хотя в докладе, составленном для императора, признавалось, что «по закону настоящее ходатайство г-жи Дубельт не подлежит удовлетворению», Александр II начертал: «Согласен». Н.А. Дубельт получила свидетельство на право жить с двумя старшими детьми отдельно от мужа.

 Высочайшая резолюция потрясла Дубельта - он счел ее крайне несправедливой и обратился к императору с поразительным по смелости письмом: «Повелением Вашим, как гражданин и отец, я оскорблен и уничтожен окончательно… Я смело и громко скажу Вам, что Вас на мой счет обманули и что я наказан Вами вполне безвинно».

 Этого письма Александр II не простил Дубельту. Его вынужденная отставка продолжалась 23 года.

 Летом 1866 г. Наталия Александровна, стремясь досадить мужу, похитила находившуюся у него младшую дочь Анну. Однако судьба малютки, как и двух старших детей, оставленных в России после смерти матери на попечение отчима, мало интересовала ее, и в скором времени девочка вернулась к отцу.


 5 сентября 1866 г. имение Дубельта было продано с аукциона. В числе кредиторов значилось: «генерал-майорше Дубельт 30 000 р.»

 В литературе указывалось, что Михаил Дубельт проиграл в карты деньги,  полученные в приданое Наталии Александровны - 28 тысяч рублей серебром. Однако до сих пор не было известно, что Дубельт дал жене расписку на сумму, превышающую указанную, и она смогла через полицию и суд вернуть утраченное.


 Живя в Висбадене, дочь Пушкина в начале 1867 г. ненадолго приезжала в Россию. Нисколько не тяготясь своим положением, она появлялась в светском обществе. 12 февраля Наталию Александровну видел на балетном спектакле в петербургском Большом театре генерал К.П. Колзаков, записавший в дневнике: «В бельэтаже заметил я прелестную М<adam>e Дубельт, дочь нашего поэта Пушкина… Сидя в ложе, принимала она самые грациозные позы - и часто улыбалась и кланялась со знакомыми в партере и ложах, посылая им самые умильные взгляды и улыбки»

 Не стесняясь появляться на публике, Наталия Александровна мало переживала и предстоящую новую разлуку с Россией, и повторное расставание с детьми, вновь оставляемыми на попечение отчима. Ее ждало блистательное будущее. Минет четыре с половиной месяца, и 1 июля она в Лондоне вторично выйдет замуж - за германского принца Николая Вильгельма Нассауского. В морганатическом браке она получит титул графини Меренберг. Супруги поселятся в аристократическом Висбадене.

 5 декабря 1867 г. беллетрист Б.М. Маркевич, близкий ко двору, писал из Петербурга редактору «Московских ведомостей» М.Н. Каткову:

 «На днях одна дама из светского общества, дружная с Нат. Ал. Дубельт (дочь Пушкина), получила от нее телеграмму, в которой значилось следующее: все мои желания исполнены, я замужем, и подписано: «Nathalie, рrincesse de Nassau». Оказывается, что она, не разведясь с мужем, вышла замуж за принца Нассауского, брата экс-владетельного герцога,  для чего она перешла в лютеранизм».

                ОР РГБ. Ф. 120 , К. 7 , Ед. хр. 31, , Лл. 106 и об.


Об этом стало известно не только в аристократическом обществе, но и в высочайших сферах, в частности императрице, о чем упоминает далее в своем письме Б.М.Маркевич.

Хотя двоебрачие преследовалось законами, Наталия Александровна не была привлечена к суду. Напротив, был осужден Дубельт - за измену жене, которая почти год была замужем за другим.,

18 мая 1868 г. Святейший Синод признал расторжение брака «с предоставлением г-же Дубельт вступать в новый брак с беспрепятственным лицом и с осуждением генерал-майора Дубельта на всегдашнее безбрачие за нарушение им таинства брака прелюбодеянием»