Рут Сен-Дени
(1879-1968)
и Тэд Шоун
(1891-1972)
Организовали Денишоун, школу современного танца (выпускники М.Грем, Д.Хэмфри, Ч.Вэйдман)
Мама Рут познакомилась с методикой Ф.Дэльсарта и привила любовь к ритмике своей дочери.
В конце XIX века, была популярна методика певца, педагога и теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта. Именно Дельсарт определил основные принципы движения в современном танце. Вкратце: все дело в жесте, свободном от условностей. Дельсарт, кстати, создавал эту систему скорее для актеров и музыкантов, чем для танцоров, но в мире танца она прижилась.
С ранней юности Рут (16 лет) исполняла сольные номера в варьете и гастролировала с танцевальными театрами, порою давала 11 концертов в день.
На становление как хореографа повлияла Фуллер, Сада-якко с японской труппой. Работала в США. Хореография была свободной стилизацией восточного танца (египетского, японского и восточно-индийского)
Серьёзность духовных стремлений позволила ей подняться от экзотики до высокого искусства, хотя чаще всего ее труппа выступала в водевильных постановках.
Рут Сен-Дени сочинила миниатюру «Радха», истории любви Кришны к девочке-пастушке.
За свою жизнь Рути исполнила этот танец более 1500 раз. Постановка «Радха» сделала ее звездой соло-танцев и пионером стиля «модерн» - она первой ввела элементы Востока в традиционный балет. Вместо плавных и легких черт, Рут использовала ломаные движения и асимметричные фигуры.
В рамках шоу «На улицах Дели» зрители попадали на грандиозный спектакль дрессированных слонов, танцующих девушек и удивительного количества аутентичных персонажей из реального сообщества хинди, приехавших в Америку на это большое шоу.
Руфь Сен-Дени становится в один ряд с другой великой танцовщицей эпохи модерн - Айседорой Дункан, однако каждая из них проповедовала свою философию танца. Как отмечала биограф Руфи Сен-Дени Сюзанна Шелтон, Айседора Дункан стремилась к идеалу "Я во Вселенной", а для Руфь Сен-Дени идеалом было "Вселенная во мне".
Модерн фокусирует внимание на балансировке и использовании тела для создания формы в пространстве, классический балет сосредоточен на линиях. Модерн стремится к использованию ломаных движений и ассиметричных фигур. В основе этого - атлетизм, а не плавные, легкие черты, присущие балету.
Руфь Сен-Дени была первой американской танцовщицей, которая из традиций и приемов варьете создала серьезный концертный танец
В 1914 году Руфь Сен-Дени выходит замуж за студента-богослова Теда Шоуна, изганного из университета за занятия танцами. Тед Шоун был младше Руфи на 12 лет. Вместе Тед и Руфь в 1915 они основали труппу «Денишоун» и школу танца в Лос-Анджелесе.
Школа повлияла на развитие танца модерн, который стал весьма популярен в США. Из школы «Денишоун» вышли многие ведущие представители фигуры танца модерн, в том числе Марта Грэм, Дорис Хемфри и Чарльз Вейдман.
Брак Теда и Руфи распался в 1931 году из-за любовного романа между Тедом и мужчиной-танцором из числа его учеников. В 1931 году закрылась школа.
В 1938 году Сен-Дени основала Университет Адельфи, один из первых университетов танца в Америке. На протяжении многих лет Сен-Дени учила танцам в Голливуде.
Из статьи Руфи Сен-Дени 1924 года в журнале «Denishawn»:
"Я вижу ритмично танцующих мужчин и женщин, в радости, на вершине холма, купающегося в шафрановых лучах восходящего солнца.
Я вижу их медленно движущихся, со спокойной безмятежностью жестов в свете луны. Я вижу их празднование; празднование земли, неба, моря, холма свободными и счастливыми движениями, которые так же передают их чувство умиротворения и восхищения.
Ранние работы свидетельствуют об ее интересе к экзотической мистике и высокой духовной жизни. Рут была исключительно красива и ее любовь к выступлению в экзотических, а иногда и полупрозрачных костюмах, с шикарными декорациями и световыми эффектами, привлекала внимание зрителей и не отпускала до последней минуты окончания танца.
Основы композиции Рут:
- отказ от сюжета
разработала метод визуализации музыки через танец — где структура музыкального произведения была основой для хореографии. Этот способ помогал избежать эмоциональной интерпретации и дополнительного сюжета, доказывая что танец может существовать как самостоятельная форма выражения в противовес балету, где каждое движение привязано к действиям и эмоциям персонажа.
- поиск новых образов в культуре древнего Востока. Причем никакой исторической достоверности, воссоздания, было не нужно. Подлинность не была целью. Верила в аутентичность этих культур и искала естественный и неангажированный танец.
- естественность.
В отличие от балета, целью было не подражать природе, а воссоединяться с ней. Танец не имитировал волну, он выражал силу, мощь и энергию моря. Она надевала костюмы, которые не мешали амплитуде движений, танцевала босиком и прислушивались к интуиции. Она использовала “репертуар человеческих движений”, например, бег или ходьбу, как часть сценической хореографии.
Организация школы:
Первая школа в США в которой готовили профессиональных танцоров.
Тед преподавал технику
Рут была источником вдохновения
Преподавала музыкальную визуализацию - пластическое воплощение музыкальных композиций, настроения, ритма, размера, фразировки, нот.
Балет не исключили как дисциплину, а подстроили под свою философию, практикуя его босиком или на природе. Также в школе преподавали йогу, свободный поток (сегодня мы бы назвали этот класс импровизацией), народные танцы, ритмическую гимнастику Далькроза, медитацию и декоративно-прикладное искусство.
Вот выдержка из руководства по хореографическому образованию школы Денишоун, которая в точности описывает философию школы:
Искусство танца слишком широко, чтобы ограничиваться только какой-либо одной системой. Наоборот, сам танец включает в себя все системы или школы. Любой способ, которым человек любой расы или национальности, в любой период человеческой истории, выразил свои чувства ритмичным движением, принадлежит к танцу. Мы пытаемся понять и использовать все знания из прошлого о танце и продолжим использовать новые открытия в будущем.
Значение школы для современного танца велико, она представила следующему поколению хореографов танца модерн интенсивное обучение и разножанровость, богатый опыт выступлений, экзотическую и авангардную эстетику, тягу к экспериментам.
Про фестиваль:
В 1940 Рут и Тэд вместе с Мэри Вашингтон Бол, учительницей танцев, которая в то время владела помещением, провели фестиваль на ферме Jacob’s Pillow. С первых дней программа состояла из самых разных видов танца: от бальных до народных. И тем самым показывала, что это искусство не имеет границ. Сегодня Jacob’s Pillow — это танцевальный центр, школа и театр. Организация почетно носит звание самого первого международного фестиваля танца в США и каждым летом показывает более 200 представлений. В 2010 Jacob’s Pillow удостоился национальной золотой медали в области искусства.
Про Тэда:
Тэд сочинил более 200 постановок
В 1931 году Шоун купил ферму, пригласил восьмерых студентов из Спрингфилдского колледжа и танцора из «Денишоун» Бартона Мумоу и начал работать над революционной танцевальной компанией — в ее постановках были заняты только мужчины. Успех пришел: гастролируя по Штатам, Англии, Кубе и Канаде, «Тед Шоун и его танцоры» выступили в общей сложности где-то перед миллионом зрителей.
С 1933 по 1940 Тед Шон начал заниматься продвижением роли мужского самовыражения в танце.
Он создал танцевальную труппу, с которой экспериментировал в создании новых видов танца. Вдохновение он черпал из таких источников, как движения рабочих, танцы американских индейцев, американские народные и популярные танцы.
Продюсер первого фестиваля современной хореографии в Америке и мире, который существует до сих пор "Jacob spillow"
В итоге Тед создал энергичную, мужественную танцевальную технику, которая значительно повысила привлекательность танцевальной карьеры для мужчин.
Мужской танец- как респектабельная профессия для мужчин
Танец как религиозно одобряемое действие
Танец как боевое искусство
Получается связь между патриотизм ом, атлетизмом и религиозностью
Тэд известен как:
- первый мужчина танцор современной хореографии известный всему миру
- первый автор хореографического видео фильма (режиссёр, сценарист и хореограф)
- первый американский танцор, получивший ученую степень колледжа
- первый танцор списка "Who is who in America"
Шон был удостоен премии Кейпцио (1957), премии журнала Dance Dance (1970), и он был посвящен в рыцари королем Дании за его усилия от имени Королевского датского балета. Посмертно, Шон был назван в качестве одного из незаменимых танцевальных сокровищ Америки Коалицией «Танцевальное наследие» в 2000 году.