Очень часто мне приходится слушать моих знакомых и друзей в тяжёлые для них моменты, узнавать их истории из детства, быть рядом во время сильных переживаний. Конечно, в таких ситуациях я в первую очередь хочу поддержать близкого человека. Но и молодой и любознательный психолог во мне никогда не спит! Поэтому любой ситуации или переживанию я пытаюсь найти объяснение с точки зрения психологии и различных психологических теорий.
И в один из таких моментов мне пришла в голову мысль: "А почему бы не делиться своими размышлениями с людьми?". Вот такая подводочка к новой рубрике на этом канале, которая будет посвящена историям из жизни.
Недавно моя знакомая, которую, допустим, зовут Марина, говорит мне: "А я вот считаю меня "недотрогали" в детстве! Поэтому я теперь так держусь за каждого встречного и быстро привязываюсь." Недотрогали... интересное выражение. Как это, когда "недотрогали" в детстве и как это потом проявляется во взрослом возрасте?
Есть такая интересная теория - теория привязанности Джона Боулби. Как и любой психоаналитик, он знал, что "всё из детства". Он говорил о том, что отношения матери и ребёнка ложатся в основу межличностных отношений во взрослом возрасте. Отношения с матерью (или другим близким человеком) как бы формируют шаблоны, по которым человек уже пытается выстроить все свои будущие социальные контакты с людьми.
В этой теории выделяют 4 типа привязанности:
1. Надежная привязанность
Такие дети получает максимум любви от своих родителей. Их потребности в защите и заботе полностью удовлетворены. Они не испытывают тревоги или страха, что значимый взрослый их может покинуть. Естественно, такое развитие является самым благоприятным для ребёнка. И будущего взрослого.
В интимных отношениях такие люди не обретают болезненной привязанности к объекту своей любви. Они не опасаются, что их могут внезапно бросить. В конфликтных ситуациях эмоции не захлестывают их с головой, они в состоянии трезво взглянуть на ситуации и разрешить её.
2. Тревожно - устойчивая привязанность
Дети с этим типом привязанности всегда бояться, что взрослый может уйти и оставить их в одиночестве. Они испытывают постоянную тревогу, даже в те моменты, когда мать находится рядом. Также они испытывают страх во время игр и любой деятельности, которая требует от них отдалиться от взрослого.
Став взрослым, человек испытывает те же самые чувства и в отношениях с другими людьми. Таким людям присущи чувства ревности, неуверенности, подозрительности. Они всегда ждут подвоха. А в конфликтах не могут справиться со своими эмоциями, и негативные эмоции мешают им рационально взглянуть на ситуацию.
3. Тревожно - избегающая привязанность
В этом случае ребёнок уже не ждёт от матери тепла и нежности, включаются его защитные механизмы, грубо говоря, он понимает, что ему не у кого искать защиты, он может надеяться только на себя. К матери такие дети часто равнодушны и не радуются её возвращению.
Когда такие дети вырастают, они часто избегают близких отношений вовсе, боясь быть отверженными. Им проще быть одному. А если отношения всё же завязываются, то в трудных и конфликтных ситуациях они предпочитают вовсе ничего не решать и избежать процесса поиска компромисса.
4. Дезорганизующая привязанность
Некая смесь избегания и патологической привязанности. Отношения между ребёнком и матерью были настолько неустойчивыми, что ребёнок просто не знает как себя вести. Он находится в постоянном стрессе и тревоге.
Взрослый будет также хаотично себя вести и в интимных отношениях, сочетать болезненную привязанность с периодами холодности и отстраненности.
Теперь Марина знает, к чему приводит недостаточная близость с матерью. Обещала быть осознаннее в своих будущих отношениях, не повторять ошибок и не следовать шаблонам детства.
А какой тип привязанности был у вас?