Найти в Дзене
Синагога Петербурга

Коломна глазами Мандельштама

Оглавление

В книжном магазине «Свои Книги» открылась выставка рисунков ленинградского поэта Роальда Мандельштама (1932–1961) «В городе ждут весну». Это городские пейзажи, изображающие Коломну, где прошла короткая жизнь поэта.

Фото: Николай Симоновский
Фото: Николай Симоновский

О выставке рассказывает ее куратор – историк литературы, критик и преподаватель Борис Рогинский.

Поэт среди художников

Роальд Мандельштам был единственным поэтом в компании художников. Все его друзья – серьезные, настоящие художники так называемого Арефьевского круга: Шолом Шварц, Родион Гудзенко, Владимир Шагин, Александр Арефьев, Валентин Громов, Леонард Титов, Рихард Васми... Мандельштам и сам рисовал, но друзья относились к его творчеству не слишком серьезно. Это видно из интервью, где Рихард Васми сетовал на недостаток у Мандельштама «художественного вкуса», на «литературщину» в его художественном творчестве.

Почему, несмотря на это, он рисовал? В его компании иначе было невозможно. Это были люди, которые жили и дышали искусством. Изгнанные отовсюду – шли 40-е-50-е годы – они вынужденно варились в своем соку; ограниченные рамками тесного круга, они постоянно что-то рисовали, приносили, обсуждали. Мандельштам не мог оставаться в стороне. Он вообще был человеком необычайно разносторонним, любил музыку – она врывается и в его стихи; ходил в филармонию, пока мог. Хватило бы сил – он бы и музыкой занимался.

Художественное творчество поэта Мандельштама – пример полного бескорыстия, которое в целом характеризует отношение евреев к культуре. Благороднейшая, на мой взгляд, черта еврейского характера: увлечься тем, что не принесет прибыли и успеха. И еврейская жестоковыйность: упорно рисовать среди людей, не признававших его искусства.

Как нашлись рисунки Мандельштама

Роальд Мандельштам оставил много рисунков. А выяснилось это совсем недавно. Мы готовили переиздание книги его стихов в издательстве Ивана Лимбаха. И мне сообщили, что у его знакомой, Валерии Николаевны Кружновой, сохранился целый архив. Мандельштам с ней дружил, переписывался, дарил ей рукописи и рисунки. Она все это сберегла и любезно предоставила нам. Раньше мы не имели представления о художественных работах Мандельштама – знали только, что он рисовал. А тут – целое богатство!

В новое издание вошла цветная вклейка с рисунками Мандельштама и моя небольшая статья о них, а также вклейка с рисунками Александра Траугота.

С магазином «Свои Книги» я дружу уже давно, они увидели работы Роальда Мандельштама в этой книге и предложили мне устроить в их стенах вернисаж.

На выставке мы покажем около четверти рисунков из архива Кружновой.

На открытии вернисажа 13 января. Фото: Герман Мойжес
На открытии вернисажа 13 января. Фото: Герман Мойжес

Пейзажи Коломны

Рисунки поэта – особый жанр. Широко известные рисунки Пушкина теснейшим образом связаны с его творчеством, часто это буквальные иллюстрации. Рисунки Лермонтова, скорее, существуют параллельно с его стихами, они дополняют друг друга. В этом смысле Роальд Мандельштам ближе к Лермонтову. Его стихи декадентские, а рисунки – светлые и прозрачные. Они не «пахнут морфием», не несут печати физических страданий – а мы знаем, что Мандельштам жестоко страдал от костного туберкулеза и астмы. Свет, который едва брезжит в его стихах, ярко ощущается в его спокойных, почти буддистских акварелях.

Киоск, сумерки
Киоск, сумерки
Никольский, закат
Никольский, закат

Его рисунки – в основном городские пейзажи, иногда – наброски людей.

Окна. Влюбленные, китаец
Окна. Влюбленные, китаец

Мандельштам жил на площади Тургенева, 107, его окна выходили на Канонерскую улицу. Передвигался он большую часть жизни на костылях, поэтому его пейзажи ограничены географией Коломны. Не все полностью документально: Мандельштам не слишком беспокоился о предметном сходстве. Но многие пейзажи вполне прочитываются.

«Дом-утюг» на Фонтанке. Изображение предоставил Борис Рогинский
«Дом-утюг» на Фонтанке. Изображение предоставил Борис Рогинский
Покровка. Ночь, травмай, медные панели
Покровка. Ночь, травмай, медные панели

«Красноевреец молодой». Еврейские факты из жизни Роальда Мандельштама

Отец Роальда, Чарльз Мандельштам, вернувшись из ссылки, пел сыну:
«У меня есть шапка со звездой, я красноевреец молодой».

Сам он осмыслял свое еврейство несколько картинно:
«Осколок проклятого рода
С горячкой ритмов в голове».

Анри Волохонский в предисловии к самому первому изданию Роальда Мандельштама, вышедшему в Иерусалиме в 1982 г., отметил, что поэту выхлопотали материальную помощь от ленинградской еврейской общины. Интересно было бы уточнить эти сведения.

Выставка пройдет в книжном магазине «Свои Книги» («Союз Печатников») с 13 января по 5 февраля.
Адрес: ул. Союза Печатников, 17
Часы работы: ежедневно с 12:00 до 20:00
Гостей просят быть в масках