По части обороны своих земель наши предки были отнюдь не дураки. Умение строить крепости не возникло бы само собой: в любую эпоху находились те, кто хотел урвать кусок русской земли. Были и татаро-монголы, и французы, и немцы, и ливонские рыцари, на которых хотелось бы остановиться поподробнее.
До северо-западной Руси опустошительные набеги татаро-монголов не дошли, зато рыцари Ливонского ордена постоянно нападали на Псков и Новгород.
Но взять русскую крепость в честном бою рыцари могли далеко не всегда – чаще брали из-за предательства одного из защитников, кто открывал противнику ворота. Но если все защитники решали стоять насмерть, то крепость была практически неуязвима. И делало ее таковой одно хитрое сооружение...
На фото сверху захаб псковского Крома. По своей конструкции захаб очень прост — это узкий проход между двумя крепостными стенами, ведущий от внешних ворот города к внутренним.
Смысл захаба прост, как и все гениальное. Самое слабое место в любой стене — это дверь, а в любой крепости — ворота. Именно через ворота всегда пытался пробиться противник, по крайней мере пока артиллерия не развилась настолько, что могла разворотить каменную стену в несколько метров толщиной.
Пробив одни ворота, противник устремлялся вперед на штурм крепости и тут оказывался пойманным в захабе. С обеих сторон защитники крепости стреляли в атакующих из луков, закидывали камнями, поливали смолой – короче, всячески портили жизни тем, кто решился прийти к ним с мечом.
При этом вариантов у атакующих было немного: либо пробивать следующие ворота, которые стояли в конце захаба, либо с позором отступать.
Расстояние от первых до вторых ворот составляло несколько десятков метров, пройти которые удавалось далеко не всем.
Вообще как бы ни хотелось присвоить русским первенство в постройке такого эффективного фортификационного сооружения, надо признать, что захаб — не наша придумка. Пользовались ими еще в Древнем Риме, да и в средневековой Европе не гнушались, только называли эти сооружения по-другому — форбургами.
Сейчас захабы остались у Изборской крепости и в Псковском Кроме – как раз тех городах, на которые приходился первый удар псов-рыцарей.