Найти тему
Киновед в штатском

"Дорогие товарищи!": В какой момент фильма погибла героиня Юлии Высоцкой?

На других площадках за подобные теории обычно принято бить - кажется, это даже записано в правилах ветки о теориях к фильмам на reddit: нельзя писать о том, что герой умер, и все происходящее на экране является видением или фантазией. Но мы-то не на реддите! На канале Киноведа в штатском можно писать самую лютую чушь и не бояться быть осужденным читателями, поэтому я спешу представить мою очередную смелую теорию, на этот раз касающуюся драмы "Дорогие товарищи!" Андрея Кончаловского.

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Заранее оговорюсь, что я не считаю фильм точным воспроизведением реальных событий в Новочеркасске в 1962 году - это кино, и кино должно позволять себе вольности и манипуляции. Соответствие ленты фактам я уже разбирал, поэтому сейчас со спокойной душой могу размышлять о судьбе, жизни и смерти главной героини фильма - Кончаловский ее придумал, поэтому ничто не сдерживает меня от того, чтобы скорректировать некоторые взгляды на ее сюжетную линию. А корректировка требуется - уж больно напрашивается в этом фильме куда более суровый финал, чем мы имеем. Но давайте обо всем по порядку...

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Мне уже приходилось писать о том, что хэппиенд часто скрывает от зрителя суровую правду. Есть все основания полагать, к примеру, что Рэд в "Побеге из Шоушенка" на самом деле погиб (вот здесь подробнее), а Крис в "Прочь" отправился за решетку вместо того, чтобы счастливо спастись (если еще не читали - вот оно). И объяснить такой подход нетрудно - публика желает полюбившимся героям удачи и жаждет торжества справедливости. Вот только жизнь куда более сурова, в реальности злодеям редко воздается по заслугам, а герои часто оказываются у разбитого корыта. Вот и в "Дорогих товарищах" я с самого начала усомнился в том, что концовка со счастливым воссоединением семьи реальна. Увы, сам Кончаловский не рискнул вернуть зрителей на грешную землю, а я возьмусь и смело заявлю - на самом деле героиня Юлии Высоцкой партработник Людмила Семина погибла в пекле восстания...

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Ну, посудите сами. Вся последняя треть фильма состоит из символов. Кладбище с выкопанным гробом, купание в реке, вознесение на крышу и воссоединение с уже в мыслях похороненной дочерью - это все метафора скитаний души Семиной в положенные христианскими традициями первые три дня после смерти. Иные объяснения череде этих сцен сложно подобрать - поиски тела пропавшей дочери, разумеется, многое оправдывают, но не слишком ли легко героиня поверила в одну единственную версию с тайными захоронениями, отвергнув любые другие вероятности? На мой взгляд, Кончаловский просто направил Людмилу единственно возможной для нее дорогой - в Чистилище.

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Остается один вопрос - если в фильме смерть Людмилы Семиной нам не показывают, то когда же она произошла? На этот счет у меня есть сразу шесть вариантов. Я беспристрастно опишу вам их все, а затем расскажу, какой мне видится наиболее предпочтительным и почему - поиск этих ключевых точек сам по себе является увлекательным приключением, и я приглашаю вас попутешествовать по хронологии картины вместе со мной. Но для поддержания интриги давайте пойдем в обратном порядке - от финала картины...

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Версия первая - прыжок с крыши в самом конце. Лента заканчивается тем, что Людмила обессилившая приезжает домой и слышит от отца, что Светка вернулась домой живая-невредимая и прячется на крыше дома. Сложно сказать насколько правдивыми были эти слова - казак-папаша особенную адекватность на протяжении фильма не демонстрировал, поэтому мог выдать желаемое за действительное. Людмила же, поднявшись и не увидев дочь, вполне могла шагнуть вниз. Морально к этому она давно была готова.

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Версия вторая - убийство на кладбище. Незадолго до финала мы наблюдаем душераздирающую сцену приезда Семиной и гэбэшника Виктора на станичное кладбище, где якобы захоронены несколько жертв новочеркасского расстрела. В припадке Людмила пытается раскопать одну из свежих могил, силясь найти тело дочери, но спутник ее останавливает и увозит обратно в город. Не знаю, как вы, а я к герою Андрея Гусева доверием так и не проникся и постоянно ожидал от него подвоха. Думаю, велика вероятность того, что Виктор остался верен "делу партии", поэтому ему ничего не стоило просто убить Семину прямо на кладбище и избавиться от назойливой правдоискательницы.

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Версия третья - расстрел на КПП. Визуально это версия прямо просится быть реализованной. Вспомните, Людмилу и Виктора на выезде из города останавливает армейский патруль, их уводят в какой-то мрачный подвал для проверки документов, где гэбэшника уводят на беседу с военным начальством, а Семину буквально ставят к стенке. Избавиться от ассоциаций с "подвалами Лубянки" здесь очень сложно. Вся эта сцена построена ровно в той интонации, которая положена драматической развязке. Жертвы сами восходят на эшафот. Нужно только спустить курок.

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Версия четвертая - ночная стрельба. В первую ночь после расстрела мы видим Людмилу мечущейся по городу в поисках дочери. Из реальных документов известно, что в Новочеркасске был объявлен комендантский час, и его нарушителей жестоко карали - было даже несколько застреленных при попытке скрыться от патрулей. Могла ли Семина попасть в число убитых ночью? Вполне. Нам показывают Людмилу, наблюдающую , как на ровном месте погибает мужчина, просто перебегавший дорогу - не является ли это своеобразным искаженным взглядом отлетающей души героини на свое бренное тело?

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Версия пятая - собственно, пальба на площади. В разгар стрельбы на площади перед исполкомом Людмила Семина попадает в самое пекло, вокруг нее падают люди, сама она помогает раненой женщине и вместе с несколькими другими случайными попутчиками прячется в парикмахерской. Витринные стекла и массивные двери не спасают от пуль - нам показывают, что внутри помещения погибли две женщины. Могла ли Семина быть третьей? Конечно! Здесь обязательно нужно читать скрытые знаки, посланные Кончаловским. Во-первых, ровно перед началом стрельбы нам показывают собаку с новорожденными щенками - это очевидное противопоставление жизни и смерти. Во-вторых, во время стрельбы на заднем плане играет песня "Рулатэ" в исполнении Гелены Великановой - на русском она вполне безобидна, но вообще-то это старинная песня финских студентов о скоротечности жизни, в которой в том числе есть и такие слова: "Жизнь коротка, как рубашка ребенка". Это ли не намек на гибель Людмилы?

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Версия шестая - снайпер. А может быть, вообще почти весь фильм - агония отлетающей на небеса души, и погибла Людмила задолго до основной трагедии? Есть у меня и такая версия. Крайне неубедительной мне кажется эпизод со снайпером на крыше. Ну, посудите сами, на чердаке засел стрелок, которому дан приказ стрелять в мирных безоружных людей, однако его раскрывает какая-то посторонняя случайная тетка, но он ее просто отпускает. Говорит: "Извините, до свидания, никому про меня не рассказывайте". Ну, как-то не укладывается это в общую картину. Конечно, снайпер должен был Семину обезвредить. Возможно, окончательно и бесповоротно. И тогда все остальное становится уже неважно...

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Я, разумеется, с удовольствием почитаю в комментариях вашу оценку этих предположений (а возможно, кто-то предложит и свой вариант), но позволю себе немного повлиять на ваш выбор собственным вердиктом. Мне наиболее вероятной и красивой кажется версия с расстрелом на КПП. Прежде всего, именно после этой сцены начинается резкий крен картинки и образов в метафизику и символизм: долгая дорога, могилы, водка, омовение, прощание... Именно перед этой сценой Людмила обращается к Господу, тем самым раскрывая для себя ворота в загробную жизнь. Именно расстрел безымянными военными дополнительно дублирует основную историческую линию - представители власти убивают ни в чем не повинного, безоружного, ничего не подозревающего, не представляющего опасности человека. Да и вообще - если хочешь обличить советскую власть, спирай все на расстрельные подвалы.

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Кстати, замечу, что в сцене, когда Людмилу ставят к стенке для обыска (точнее, она встает сама - о эта русская покорность!), Виктор отсутствует. Его якобы уводят в другое помещение для беседы и установления личности, но я полагаю, что убийство слишком много знающей и слишком далеко зашедшей Семиной - его инициатива. У него и оружие есть, нам на этом специально сделали акцент.

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Как бы то ни было, но мне гибель Людмилы Семиной в фильме "Дорогие товарищи!" видится вполне отчетливо. Можно спорить о том, чьих рук это дело, в какой момент ее настигла смерть, и в каким из миров случилось счастливое воссоединение с дочерью, но финал очевиден - жизнь не может быть прежней, поэтому ее заменяет иная форма. И, наверное, правильно, что Андрей Кончаловский не говорит о неминуемой смерти напрямую, зрителя не обязательно ставить к стенке вместе с героями. Можно намекнуть. Простыми словами Людмилы в финале: "Мы станем лучше..." Конечно. Но уже в лучшем из миров.

Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"
Кадр из фильма "Дорогие товарищи!"

Такая вот сегодня теория для обсуждения. От всей души желаю "Дорогим товарищам" оскаровскую номинацию (победу желать бессмысленно, там у Винтерберга нет конкурентов), еще раз отсылаю вас к моей статье о "Реальности и мифах Новочеркасска", ну и вообще - читайте канал Киноведа в штатском, смотрите, берегите близких, сами не болейте, и...

-16

Увидимся в кино!