Найти в Дзене

Проект «Черненко». Вступление и 1-я часть.

Вероятно читатели журнала знают, что его автор по складу характера историк-исследователь, архивариус и интересуется скорее прошлым, а не будущим. Так вот примерно полгода назад меня крайне заинтересовала фигура Константина Устиновича Черненко, самого невидного из генеральных секретарей ЦК КПСС (на посту с 13 февраля 1984 по 10 марта 1985 года). Тем не менее одного из двенадцати, лежащих у Кремлевской стены прямо за Мавзолеем.

Долгое время не покидало ощущение, что биография «Кучера» гораздо интереснее, чем нам сейчас представляется. Начальник Общего отдела ЦК КПСС имел колоссальные возможности по работе с архивами и, скорее всего, этими возможностями пользовался, поэтому официальная биография скупа и содержит большие временные пропуски. Да что там говорить, если мы и сейчас не можем точно установить, сколько раз он например был женат?

В общем я потихонечку начну публиковать ту информацию, что мне удалось по объекту интереса найти. Исследование это долгое, частей планируется много десятков и очевидно, что не всем моим читателям будет интересно копаться в пыльном старье. Им я советую эти посты пропускать.

А вот люди любопытные, жаждущие информации не только в формате твита, вполне могут обогатиться массой полезных знаний.

Исторических исследований о Черненко не просто мало, а очень мало. В первую очередь это книга серии ЖЗЛ, написанная его помошником Виктором Прибытковым (скончался совсем недавно, 12 декабря 2020 года). Лестная и хвалебная песнь о честном партийце и прекрасном работнике, который подбирал себе отличных помошников (например таких как Прибытков :)).

Перестроечная еще книга
Ильи Земцова (1989 г.), выпущенная в Лондоне и содержащая абсолютно бесцензурный и скептический взгляд на умершего генсека. Набита массой домыслов, но ценна именна своим непочтением и любовно собранной коллекцией слухов (как мы знаем слухи в СССР — один из самых достоверных и правдивых источников).

-2

И раздел в книге Дмитрия Волкогонова «Семь вождей» (Черненко там вождь под номером 6). Ни черта там нет о биографии, но много личных впечатлений армейского пропагандиста о личности невзрачного первого лица СССР.

Кое-что ценное можно выудить и в периодической прессе.

В общем начнем рассказ мы с рождения и сегодня у нас часть вступительная, небольшой экскурс в историю родных мест будущего генерального секретаря.

Часть I. РОЖДЕНИЕ
Минусинский уезд, Комская волость...

«
…Практически у всех партийных руководителей на протяжении всей советской истории была как минимум одна общая черта – всё это люди с зияющими пробелами в биографии, вылезшие на свои посты буквально из ниоткуда, из навоза и грязи землянок в каких-то богом забытых углах, где не то что приходских книг, даже огрызка карандаша никогда не было, чтобы записать имя новорожденного на клочке обоев, пропитанных кровью передавленных клопов».
https://moskovitza.livejournal.com/44383.html

Для понимания личности исследуемого всегда важна информация о месте рождения и историческом контексте. Согласитесь, что жизнь и судьба родившихся например во Львове в 1934, 1944 и 1954 году скорее всего различается самым кардинальным образом.

Что представляла из себя
Енисейская губерния в 1911 году? Во-первых она входила в состав Иркутского генерал-губернаторства (генерал-губернатор — тайный советник, егермейстер Леонид Михайлович Князев), а во-вторых — при грандиозных размерах — сама делилась всего лишь на 6 административных единиц. Ачинский, Енисейский, Канский, Красноярский, Минусинский уезды и Туруханский край.

Хлопотную должность
губернатора исполнял действительный статский советник Яков Дмитриевич Бологовский (местный уроженец).

Енисейцы имели и своего человека в Государственной думе (уже третьей по счету, созыва 1907-1912 гг.). В 1911 году им был сын золотопромышленника и кадет
Востротин Степан Васильевич (занял вакансию в 1910 году, в связи со смертью предыдущего депутата-кадета Караулова).

И этот
Василий Андреевич Караулов фигура исключительно интересная! Народоволец, в 1884 году арестован, Шлиссельбургская крепость, ссылка в Иркутскую губернию, затем под полицейский надзор в Красноярск, и вдруг в 1906 году помилован и уже в следующем — стал единственным из Енисейской губернии депутатом Госдумы.

Как можно понять из едкой заметки В.И. Ленина, это был борец за народное счастье «исправившийся», «сотрудничавший с администрацией»:

«
…Новейшая «карьера» Караулова не возбуждает никаких сомнений. В 1905 году он выступал настолько открыто против революционеров, что избиратели провалили его на выборах в I и II Государственную думу. Неудивительно, что Витте хлопотал о восстановлении прав такого человека. Неудивительно, что Караулов встал в III Думе на одно из первых мест среди самых подлых контрреволюционных кадетов с вечной ханжеской фразой на устах…»
— В. И. Ленин // «Социал-демократ», 13 января 1911 года.

Интересующий нас
Минусинский уезд занимал весь юг губернии, был велик (как и прочие здешние уезды, не говоря уже о легендарном Туруханском крае), и включал в свой состав даже одну административную субъединицу: Усинский пограничный округ (но это совсем на юге, на границе с монголами и сойотами).

Объединял 26 волостей, в том числе и
Комскую. Всего в волости числилось 17.998 человек.

А помимо волостей, кстати, еще и две инородные управы (Абаканская и Аскызская) учитывались отдельно. И вероятно что и сам герой нашего повествования какие-то хакасские (или во всяком случае инородческие) корни имел. Тофаларскую кровь например приписывают его матери (подтверждающих документов нет).

Сама Хакасия и особенно Минусинская котловина — настоящая земля археологических памятников. Вот и рядом с местом рождения Константина Устиновича до сих пор можно увидеть впечатляющую
Тесинскую (Шалаболинскую) писаницу.

-3

Отчет археолога и этнографа Александра Васильевича Адрианова (1910 год).

«
В начале августа я передвинулся в Минусинский уезд на реку Тубу к так называемой Шалаболинской писанице, уже известной в литературе. Писаница эта находится на отвесно спускающемся утесе правого берега р. Тубы, против села Тесинского между логами деревни Ильинки и р. Шуши. Протяжение утеса с этой писаницей почти 2 версты (2080 шагов). Это одна из огромнейших по протяжению писаниц, какие я только знаю. В настоящее время на протяжении писаницы встречаются длинные перерывы, которые объясняются производящейся здесь в последние годы массовой ломкой камня.

Часть писаниц, таким образом, уничтожена, а часть скрыта под осыпями из мусора и под землей.

Эта писаница, совершенно неправильно названная Шалаболинской (по с. Шалаболину, стоящему на р. Шуше верстах в 7, совсем в стороне), и которую правильнее назвать Тесинской, любопытна тем, что над нею работали в разные эпохи разные народности. Здесь я нашел одну монгольскую строчку в 46 см длиной, как бисером написанную черной краской. Нашел несколько (4) строк китайских иероглифов черной краской, три строки вырезанной рунической надписи из 36 знаков, 7 фигурных писаниц красною краской и, наконец, фигуры писаницы, сделанные путём оббивки и вырезки по камню. В этих последних я насчитал 616 фигур, из которых более 400 зарисованы мною, куда вошли все недоступные для эстампирования (так как находятся на отвесно стоящих стенах утеса на высоте 3—5 сажен).

С доступных же писаниц сделано 81 эстампаж и 23 фотографии.

Подавляющее большинство фигур — лоси, большею частью превосходно, мастерски сделанные. Есть тут и олени, коровы, немало лодок (всегда с большим числом людей), иногда оснащенных, есть медведи,козы, бараны, рыбы, птицы и т.д., и только человеку и коню во всех этих начертаниях отведено сравнительно скромное место, Да и изображались они не искусно.

Что касается лосей, оленей, то они изображены в различных позах, группами, иногда удивительно художественно. Очевидно, древний художник знал до тонкости нравы столь близких ему животных. Некоторые группы животных так хорошо и отчетливо сделаны, что ими и теперь постоянно любуются из года в год проплывающие на плотах крестьяне и поражаются массой вложенного в это дело труда. Руническая надпись находится среди огромных осыпей свеженаложенного камня. Нам удалось вынуть камень с двухстрочной надписью и отправить в Минусинск
».

-4

Вот, кстати, любопытный момент. Ни на одной из карт — даже достаточно подробных — никакой Большой Теси-то нет. А ведь именно ее указывал как место рождения Черненко в анкетах. Нет ее и в подробнейшем «Адрес-календаре Енисейской губерни»и за 1911 год, а есть деревушки Тесь (Тесинская) и Малая Тесь (Малотесинская) на правом берегу Енисея, у впадения в него маленькой одноименной речки. Так что лукавил где-то Константин Устинович.

Насколько я понял всю эту запутанную историю, родился он в просто Теси (Тесинской), а «Большой» она уже возможно стала потом.

Расположение родного села будущего генерального секретаря ЦК КПСС с одной стороны было удачным (на крупной судоходной реке), а с другой стороны непростым. Почему? Да потому что и до уездного центра (Минусинск) 170 верст, и до губернского (Красноярск) примерно столько же.

Да, это глушь. Но выручала крупная транспортная артерия — Река Енисей.

Волостной центр — село
Комское — хоть и имел 273 двора (773 лица мужского пола и 774 женского), но в принципе был «спутником» другого большого волостного села — Новоселово. Вот там и двухклассное сельское училище, и свое воинское присутствие (военкомат), и почтово-телеграфное отделение, и богадельня, и врач, в течение года проводилось две ярмарки.... Просто разные берега Енисея.

Обратите внимание, что на карте 1906 года отдельноq Комской волости еще нет, она выделилась из Новоселовской позже.

-5

В деревне Тесинской (будущей Большой Теси?), которое в ту пору иногда именовали и Тесьщель (111 дворов, 407 мужчин/420 женщин) выбор учреждений был гораздо скромнее: одноклассное училище, казенная винная лавка №154, хлебный склад. Даже церкви не было.

Но обращает внимание, что по данным за 1907 год жителей было 350 муж./376 жен. (и это вместе с Малой Тесью). То есть рост населения в первые годы XX века был велик и составлял 8-9% в год(!)

Записан факт рождения будущего генерального секретаря ЦК КПСС
11 [24] сентября 1911 года вероятнее всего в регистрационные книги Спасской церкви села Анаш священником Александром Евтихеевым. Нельзя исключить и учет в двух других окрестных приходах: комской Покровской церкви священником Петром Савенко или в новоселовской Петропавловской церкви священником Александром Тыжновым.

Вот что сообщает нам «Краткое описание приходов Енисейской епархии» (1916 год).

-6

А именины в тот день были у Дидима (Дыдыма), Димитриана (Димитрия), Димитрия (Дмитрия), Диодора (Диора); можно было назвать ребенка и в честь Сергия (Сергея) и Германа, валаамских чудотворцев.

В первом осеннем месяце у
Константина именины 19 сентября (2 октября) и, в принципе, они и являются ближайшими к дате рождения из важных (в тот же день они и у Федора и Давида, все в честь князей смоленских). Окрещён Константин Устинович то есть вполне по канону.

В 1967-1972 годах всех жителей Большой Теси (Тесинской) переселили в райцентр Новоселово, а саму деревню
затопили при заполнении водохранилища Красноярской ГЭС. С тех пор начальник общего отдела ЦК КПСС стал человек без Родины. Во всяком случае без малой Родины.

Судьба его при том не уникальна. В результате масштабного преобразования природы с географическо-административной карты исчезло 132 населенных пункта (в том числе 3 райцентра), затоплено 120 тысяч квадратных километров сельскохозяйственных земель и переселено около 60-ти тысяч человек.

10 рублевая купюра образца 1997 года с плотиной Красноярской ГЭС.

-7

Следующая история будет про отца и мать исследуемого. Благодаря архивам можно достаточно точно проследить, откуда и когда предки Константина Черненко в Енисейскую губернию попали.