Разработанный в разгар экономического бума японской автомобильной промышленности, Toyota Sera был инновационным купе размером с супермини, построенным для внутреннего рынка между 1990 и 1995 годами. С его стеклянным навесом и драматическими дверями в форме крыльев чайки Sera выглядела невероятно футуристично по сравнению со своими современниками; причина этого может быть прослежена до концепт-кара Toyota AXV-II.
AXV-II (вверху) был одним из одиннадцати специальных демонстрационных автомобилей Toyota, подготовленных к Токийскому автосалону 1987 года. Хотя он рекламировался как эксперимент, призванный предвосхитить автомобили и технологии следующего десятилетия, AXV-II на самом деле был близок к тому, чтобы быть готовым к производству. На самом деле Toyota достаточно пригласила избранных представителей японской автомобильной прессы на тест-драйв концепта перед показом.
После нескольких конструктивных изменений AXV-II был запущен в производство чуть более чем через два года, а первые образцы поступили к заказчикам в марте 1990 года. Футуристический характер новой Toyota отразился в ее названии Sera, которое является будущим временем французского слова etre (быть). Согласно официальному пресс-релизу от 8 марта 1990 года, название было выбрано “для обозначения автомобиля мечты, который переносит нас в будущее.”
Интересно, что новая Toyota Sera принесла больше, чем просто эстетику будущего; она также ввела новые методы в производственную систему Toyota. Переднее крыло, например, было изготовлено с использованием новой гибкой пресс-системы, специально разработанной для производства небольших объемов продукции. Эта технология позволила Toyota сократить пять обычных процессов формирования панелей – волочение, обрезка, гибка, обрезка кулачков и отбортовка кулачков – всего до трех. Удивительно, но это революционное упрощение процесса изготовления пресса дало корпусные панели высшего качества и точности.
Новая Toyota Sera (известная внутри страны под кодом шасси EXY10) имела много общих механических компонентов с близкородственной моделью Starlet. Но его отличало множество выдающихся особенностей, главным элементом которых были, конечно, эти необычные двери.
Это был первый случай, когда подобный дизайн крыла чайки был замечен на серийном японском автомобиле, и он, очевидно, вдохновил Гордона Мюррея на разработку суперкара McLaren F1. Каждая дверь была на петлях в двух местах-над ветровым стеклом и у основания А-образной стойки, – и эта двугранная геометрия позволяла ей полностью открываться в более ограниченном пространстве, чем традиционное расположение боковых петель. Двойные асимметричные газовые стойки были установлены в дверях, чтобы поддерживать постоянное рабочее усилие независимо от изменений наружной температуры.
Даже когда обе двери были закрыты, полностью стеклянная кабина "серы" создавала ощущение пространства, как будто они смотрели на мир через сферический пузырь. Однако возникшая в результате солнечная нагрузка означала, что кондиционеры и электрические стеклоподъемники были включены в стандартную комплектацию.
Точно так же востребованная опция Super Live Sound System окружила пассажиров одной из самых радикальных аудиосистем, когда-либо созданных Toyota. Эта заводская система состояла из массива из десяти динамиков, включая акустический резонансный НЧ-динамик в багажнике и недавно разработанный трехрежимный цифровой сигнальный процессор. Кроме того, можно было вращать динамики задней палубы, чтобы отскакивать звуковые волны от стекла и создавать альтернативное звуковое изображение.
Sera приводился в действие самым большим объемным двигателем из эффективной четырехцилиндровой линейки E-series Toyota. Известный как 5E-FHE, этот недавно разработанный агрегат второго поколения предлагал 1496 куб. см и двойной кулачок, 16-клапанную компоновку с высокими поршнями сжатия и относительно высокой красной линией 7900 оборотов в минуту. Его сложная настройка и управление позволили 5E-FHE сбалансировать сильный уровень крутящего момента на низких и средних оборотах двигателя с энтузиазмом спортивного двухкамерного двигателя на более высоких оборотах.
Эти качества дополнялись недавно разработанной системой подвески и широкой колеей колес (равной с обеих сторон), обеспечивавшей отклик, устойчивость и комфорт, которые водители могли бы ожидать от модели купе. С завода все модели Sera были оснащены высокопроизводительными шинами с асимметричным и однонаправленным рисунком протектора. Усилитель рулевого управления был установлен в стандартной комплектации, хотя четырехколесная антиблокировочная тормозная система была опциональной.
Почти через год после начала производства Sera получила престижную премию Torino-Piemonte Car Design Award 1991 года за серийные автомобили, которая широко считается высшей наградой в области автомобильного дизайна. Sera получила высокие оценки от всех одиннадцати присяжных и была особенно высоко оценена за баланс стиля хай-тек и практичности, который сделал автомобиль таким хитом продаж среди начинающих покупателей.
Всего с начала производства в феврале 1990 года было выпущено около 16 000 моделей Toyota Sera, и все они предназначались для внутреннего рынка Японии. Три четверти автомобилей были сделаны и проданы на первом этапе производства, в то время как на двух последующих этапах были изменены только незначительные элементы, чтобы сохранить свежесть Sera. Однако к началу второго этапа японская экономика уже находилась в глубоком упадке, а третий этап наступил после того, как лопнул пузырь. В результате было сочтено, что оптимизм и упадок, заключенные в футуристической Toyota Sera, закончились, и производство завершилось в декабре 1995 года.
С тех пор Sera стала неизменным фаворитом импортеров – сначала на рынках правостороннего привода, таких как Великобритания, но совсем недавно в североамериканских странах, где автомобили становятся простыми для импорта и регистрации после достижения ими 15-25-летнего возраста. Самым старым образцам Sera уже 30 лет, и новое поколение энтузиастов Toyota открывает их для себя, ценит и восстанавливает.