Когда-то фтор считался чем-то вроде чудо-химического вещества для специалистов по планированию в сфере общественного здравоохранения.
Считалось, что он способствует хорошей гигиене полости рта, и поэтому муниципальные органы в некоторых странах внедрили его в центральные системы питьевого водоснабжения, чтобы дать гражданам дополнительный уровень защиты от кариеса.
Несколько лет назад меня очень заинтересовала эта тема, особенно когда я посмотрела выпуск программы «НашПотребНадзор» по НТВ.
Оказывается, у зубной пасты, которой мы пользуемся два раза в день, много общего с крысиным ядом — а именно как раз фтор. С греческого название этого химического элемента переводится как «уничтожение». Нужно всего несколько миллиграммов фтора, чтобы отравить целое крысиное семейство. Подобным образом этот компонент, содержащийся в зубных пастах, уничтожает бактерии на зубах.
Фтор подмешивают не только в зубную пасту, но и в водопроводную воду. В Израиле, Канаде, Финляндии, Венгрии и ряде других стран от фторирования отказались. Получается, что они осознали, что пошли на поводу у заговорщиков и махинаторов из среды промышленников. В поисках информации я нашла очень интересную историю о том, как более 100 лет назад некий Рокфеллер (да-да, он самый) полностью переписал медицинскую историю. Какое отношение имеют миллиардер и химическая промышленность к фармакологии - расскажу в следующих статьях.
Чешский Минздрав 60 лет назад пошел на поводу у европейских соседей. Принудительное фторирование воды было общемировой практикой, ведь структура здравоохранения после Второй мировой войны восстанавливалась медленно, денег не было, а фтор называли тогда очень дешевой панацеей от целого ряда медицинских проблем.
Франтишек Кожишек, руководитель лаборатории воды, отдела гигиены Института общественного здравоохранения Чехии: «В Европе начали фторирование с 40-х годов. Первыми были немцы. Затем и чешское правительство решилось на этот эксперимент. По большому счету, точно об эффективности этой меры мало что было известно. И делалось это для того, чтобы понять, поможет ли фторирование остановить распространения кариеса. Проявился эффект, и он был заметен. Конечно, все химики и большая часть образованных людей знали о том, что от фтора в чистом виде лучше держаться подальше».
Фтор входит в самый первый класс токсичности, если не нулевой, ведь нет более активного и ядовитого для человека соединения. Во фторе горит вода. Но статьи и научные работы о пользе различных соединений фтора в середине прошлого века наводнили прессу. В них наперебой расписывались действительно правдивые факты о том, что фтор и его соединения — фториды — и в людях, и в растениях есть с рождения. Флоре фтор помогает осуществлять биохимические процессы, фауне и людям, конечно, тоже, помогает строить твердую основу зубов и костей. В частности, при недостатке фтора появляется кариес.
Но для человека не существует надежных пищевых источников фтора. Именно поэтому почти весь мир, а вместе с прогрессивным Западом и СССР решились на эксперимент по обогащения микродозами фтора питьевой воды. Так он быстро и стабильно доставлялся в каждый дом. Эйфория длилась почти 20 лет, пока не накопились научные и статистические данные о негативной стороне подливания фтора.
Франтишек Кожишек: «Аргументы против фторирования даже не попадали в общественную повестку. Критические статьи ученых даже отказывались печатать. Это была настоящая война. Но мы в ней победили. С годами накопилась критическая масса исследований, которые говорили о том, что урон от фтора может быть гораздо более значительный, чем польза в профилактике кариеса, ведь даже небольшое превышение нормы потребления этого элемента может привести к другой болезни зубов — флюорозу, которая крайне тяжело поддается лечению».
Флюороз — это пятна на зубной эмали. В местах, где из-за фтора нарушается формирование эмали, она (изначально прозрачная) сначала белеет и становится похожа на матовое стекло, а потом резко темнеет приобретая коричневый оттенок. Чтобы спровоцировать флюороз, достаточно регулярно превышать суточную норму его употребления равную всего половине миллиграмма.
Существует ещё причина помимо вреда для здоровья, почему человеку не следует употреблять фторид. Но о ней мы поговорим в следующих статьях. Сейчас же остановимся на медицинских показателях.
EPA ПРИЗЫВАЕТ К УДАЛЕНИЮ ФТОРИДА ИЗ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД
Много лет спустя кажется, что наука, которая предсказала это широкое распространение, была ошибочной, и фторид, далеко не безвредный, может быть очень опасным. На протяжении многих лет его употребление связывали с различными видами рака, заболеваниями мозга, сердечными заболеваниями, остеопорозом, болезнью Альцгеймера и даже аутизмом. Как ни странно, это даже связывают с заболеванием десен. Недавно исследование, опубликованное в журнале Lancet, объяснило, почему фтор следует отнести к опасным нейротоксинам в той же категории, что и мышьяк.
Имея все это в виду, группа экологических и медицинских экспертов, именующих себя Сетью действий относительно фторидов (FAN), собралась вместе, чтобы потребовать изменений и удаления фтора из коммунальных систем водоснабжения, утверждая, что это дает очень мало пользы для здоровья и может делать людей больными.
Группа подала петицию в Агентство США по охране окружающей среды (EPA), содержащую 2500 страниц научной документации, которая, как надеется FAN, убедит правительство в том, что фтор представляет серьезную опасность для здоровья населения. В документе говорится: «Количество фторида, которое в настоящее время регулярно потребляется миллионами американцев во фторированных районах, превышает дозы многократно и связанo с потерей IQ и другими нейротоксическими эффектами; с определенными подгруппами населения, подвергающимися повышенному риску вреда, включая младенцев, детей младшего возраста, пожилых людей и людей с дефицитом питания, почечной недостаточностью и / или генетической предрасположенностью ».
EPA имеет право запретить использование химикатов, которые могут представлять риск для здоровья населения и уязвимых слоев населения, используя Закон США о контроле за токсичными веществами (TSCA). FAN призвали EPA использовать эти полномочия против фторирования воды, указывая на доказательства того вреда, который оно наносило на протяжении поколений.
Агентство по охране окружающей среды передало доказательства в Национальный исследовательский совет для консультаций. Считается, что Национальный научно-исследовательский совет США (National Research Council, NRC) с пониманием относится к идее удаления фтора из муниципального водоснабжения. В 2006 году они выпустили отчет, в котором говорилось, что фторид может нарушать работу мозга.
Если все пойдет по плану, это может означать, что фторид в системах водоснабжения может быстро уйти в прошлое.
В статье использованы материалы ntv.tv и Disclosure. tv