99 подписчиков

Девушка, подающая надежды: реальность против фантазии

117 прочитали
Размышления о фильме. Должно ли кино отражать жестокую реальность?

(предупреждаем, что здесь и далее - спойлеры по Promising Young Woman, читать только тем, кто уже фильм посмотрел)

После просмотра этого фильма я осталась в противоречивых чувствах.

С самого первого трейлера я заинтересовалась: главная героиня Кассандра притворяется пьяной в барах и так ловит на крючок насильников (только по трейлеру я думала, что она их убивает, но нет). И все это под хищный ремикс Toxic Бритни Спирс! Как тут устоять.

Мне безусловно нравилось смотреть этот фильм: прекрасная Маллиган разрушает свой образ девочки-ангелочка, ностальгический и юморной саундтрек (например, забытый поп-хит Пэрис Хилтон), снято красиво (и что самое главное, деликатно и без смакования страданий героинь). И комик и режиссер Бо Бернем в второплановой роли (как же мы по нему скучали). Но! Наслаждалась фильмом я ровно до того момента. Ну знаете, где Кассандру долго, мучительно и реалистично душат подушкой. Но на этом ее квест за справедливостью не заканчивается, и она умудряется нанести возмездие, даже находясь по ту сторону могилы. Невольно чувствуешь триумф и злорадство.

Но чем больше времени проходило, чем больше я думала, тем меньше меня устраивал конец. Первоначальная радость от вида смс-ки со смайликом ;) потом куда-то улетучивается. И я поняла, что же меня так парит - реалистичность. Точнее, противостояние реализма и сказки. С одной стороны, фильм исследует непростую тему изнасилований. Прямо несет свой месседж, не шугается острых вопросов и хлестких высказываний. Реалистично отражает, как в обществе относятся к жертвам изнасилований, как сложно добиться справедливости, как много людей молча потворствуют такой системе.

С другой - иногда героиня как будто существует в каком-то параллельном фильме. Более сюрреалистичном, сатирическом и прощающим необдуманные выходки ради красивого поворота. Как черная комедия Sorry to bother you, например, или слэшер Ready or Not.

Размышления о фильме. Должно ли кино отражать жестокую реальность?-2

И получается, что одновременно режиссерша фильма Эмеральд Феннелл топит за реалистичность, показывает беспощадную и грубую реальность, но Кассандра то и дело избегает последствий этой реальности, как какая-нибудь супергероиня. Ни один из преследуемых ею мужчин не дает отпора, а деканша не вызывает полицию, услышав, что ее дочь увезли из школы. Героиня в один момент снимает пар, разбив ломиком машину незнакомого мужика - тот просто уезжает, покрутив пальцем у виска.

И дело не в смене тона от темной комедии к триллеру и обратно. Я люблю такие вещи, и меня не смущают прыжки от шуточек к убийствам. Дело именно в нерешительности фильма окончательно податься в какую-либо сторону: либо это триллер-драма про сложную судьбу героини, как насилие топит не только жертву, но и окружающих, как сложно начать жить после трагедии. Либо это залихватская revenge fantasy про мстительную фурию, которая по ночам мочит мужиков и выходит сухой из воды. А так - для первого слишком много условностей, на которые нужно закрыть глаза, для второго - слишком депрессивная концовка и демотивирующий посыл фильма. И не то чтобы обязательно нужно куда-то подаваться - сериалу I May Destroy You удалось и взглянуть реальному миру в лицо, и погрузить в фантазию. Просто тут как-то не получилось.

И я ничего не придумываю, говоря, что создательница фильма "топит за реализм" - она сама говорила об этом в интервью, обсуждая концовку фильма. Изначально вообще предполагалось, что Кассандру просто убивают и она так и не воплощает свой план мести. Но инвесторы режиссершу отговорили. По словам Феннелл, "В душе я знала, что там все и должно было закончиться". Но потом она игралась еще с несколькими вариантами концовок. Приведу цитату из интервью:

Когда Феннел села писать сценарий, у нее у уме была другая концовка - где Кассандра приходит на вечеринку Эла и все заканчивается ее триумфом. Феннел говорит: "Мощный конец-катарсис, в котором героиня в секси костюме медсестры убивает кучу мужиков. Но я так и не написала его. Потому что как только Кассандра заходит в комнату, я поняла, что такое никак не показать честно. Это не правда. И мне было важно показать события максимально реалистично. Такой конец физически невозможен. Не могу представить, чтобы девушка зашла к мужчине и стала ему угрожать, и события потом развернулись как-то по-другому, как бы мы этого ни хотели".

Вообще можете почитать само интервью полностью, очень интересно, я понимаю и уважаю позицию режиссерши, просто мне такой ход мысли не по душе.

Просто я сразу вспомнила кое-какого другого режиссера со своим сатирическим триллером на сложную тему. А именно Джордана Пила и Get Out. Если не смотрели - исправляйтесь срочно. А для других напоминаю, что у Прочь есть альтернативная концовка, ее даже сняли, но потом заменили. В ней главный герой убивает чокнутую семейку и сбегает - но его подстерегает полиция, арестовывает и кидает за решетку. Ведь кто поверит, что черного парня культ расистов хотел превратить в пустое тело для чужого разума! В итоге, как мы знаем, фильм заканчивается тем, что на полицейской тачке на помощь герою приезжает его друг. Но пока мы видим только огни мигалок, наше сердце уходит в пятки. Ведь мы понимаем, что от копов ничего хорошего не жди.

Размышления о фильме. Должно ли кино отражать жестокую реальность?-3

И Пил объяснил в интервью такую резкую перемену финала: сценарий он начал писать еще в президентсво Обамы, когда все считали, что раз у руля США черный президент, расизм побеждён (несмотря на то, что как раз началась волна протестов Black Lives Matter). А вышел фильм уже при Трампе. Цитируя интервью:

"Так что концовка в ту эру должна была говорить "Думаете, расизм исчез?" В итоге-то мы все понимаем, фильм закончится прямо там. Но потом стало понятно, что финал нужно изменить так, чтобы у нас был герой, выход из ситуации, позитивное впечатление, когда мы выйдем из кинотеатра. Нет ничего приятнее, чем видеть, как зрительный зал сходит с ума, когда на экране появляется Род (друг героя)".

И мне интересно было взглянуть, какие же разные подходы бывают у творцов. В какое противоречие вступают желание показать все, как есть в реальности, даже самое страшное и несправедливое, и желание дать надежду, трансформировать реальность во что-то более воодушевляющее. В фантазию, в сказку. Борьба реализма и желания режиссера слепить свою реальность со своими правилами. Ну или верность своему художественному взгляду и желание угодить аудитории, так тоже можно трактовать.

Не знаю, был бы фильм лучше, если бы девушка, подающая надежды, еще бы и лихо убивала мужчин направо-налево. Если бы в конце она вышла из хижины в крови, но с победой (как героиня Readу or Not). Но на руках мы имеем Кассандру, которая из живой девушки превратилась в функцию - отомстить за подругу. Она так и не смогла отпустить прошлое, двинуться вперед и начать новую жизнь. И в итоге месседж фильма я не нахожу ни полезным, ни воодушевляющим, а скорее депрессивным и контрпродуктивным. Кассандра смогла добиться хоть какой-то справедливости путем крайних жертв, она погибла как мученица за великое дело, но так и не пошатнула саму систему. Да, в реальности все тоже довольно говняно, но обязано ли кино отражать реальность? Разве нам не хватает жестокости и так, в жизни? Достаточно ли просто увидеть наказание? Женщины не откроют для себя ничего нового, если им напомнят, как сложно добиться справедливости для переживших насилие.

Не знаю, для кого этот фильм станет открытием - наверное, для мужчин. Судя по ревью в Variety, кое-кто до сих пор не понимает, как работает культура насилия и что жертвой может стать кто угодно. В этом ревью мужчина-журналист написал пару нелестных о внешности Кэри Маллиган:

Маллиган хорошая актриса, но кажется странным выбором для роли фем-фаталь. Марго Робби является продюсером этого фильма, и ее легче представить в таком амплуа. А в исполнении этой актрисы Кассандра выглядит как драг-дива, даже ее блондинистые волосы смотрятся как парик.

Опустим беспардонное сравнивание внешности актрис. Меня больше возмущает, что рецензент намекает, что девушка с внешностью Маллиган не смогла бы так легко окучивать мужиков, в отличие от Марго... Чувак посмотрел фильм о сексуальном насилии, и в его мозге родился вопрос "а главная актриса достаточно секси, чтобы ее захотели изнасиловать?" И ЭТО прошло редактуру и было опубликовано в одном из самых крупных изданий о развлечении и кино. Прямо идеальная иллюстрация к фильму.

Так что я не против прямолинейности фильма и простоты его методов. Возможно, кому-то такое и нужно (редакторам Variety кхе-кхе). Но мне уже хочется сбежать от этого всего. Не в сказку, а хотя бы в киношную версию реальности, которая чуть-чуть милосерднее.