В последнее время у меня всё чаще складывается впечатление, что я преподаю латынь. Латынь, как известно, мертвый язык, и я, говоря о мертвенности, имею в виду, что примеры классической литературы не являются сегодня примерами ( для подражания / для осмеяния).
А между тем, если бы ученики / взрослые хорошо бы усвоили уроки художественной литературы, может, жизнь народа стала бы лучше?
Судите сами.
1.Герои.
Герои классики не вписываются в современную ситуацию. Вроде как мы говорим: берите пример с Чацкого или будьте, как Катерина из "Грозы". И уж, конечно, не будьте, как чиновники города N. Не миритесь с пошлостью, бегите от чинопочитания. Ну и где по факту вы встречаете таких людей в жизни? Жизнь заставляет врать, угождать, пресмыкаться.
Смеёмся над "Хамелеоном" или "Толстым и тонким", а сами как ведём себя?
Буквально на днях читаем с 7 - ым "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил" Салтыкова - Щедрина. Мужик, конечно, дело хорошее сделал: не дал умереть голодной смертью на необитаемом острове тем, кто о нем и не вспоминал, будучи в Петербурге. Но зачем этот мужик добровольно себя верёвкой - то к дереву привязал?
Вот она, рабская покорность русского человека.
2. Темы.
Наример, любовь к Родине.
Все труднее с этой темой. "Крест свой бережно нёс" Блок, не "с теми, кто бросил землю" была Ахматова. А чем это кончилось для них?
Пытаюсь, видя скучающие лица, прибегнуть к последнему аргументу: ну, все - таки нам есть, чем гордиться.
—Чем? — просыпаются дети.
Достоевский, балет, фигурное катание, в конце концов. И тут будущий медалист(!) печально произносит: "Согласитесь, трудно думать о Достоевском, когда за окном вместо асфальта — одна большая дыра". Я умолкаю.
Часто можно услышать, что люди — стадо, бараны. Вспоминаются головотяпы того же Салтыкова-Щедрина, не умеющие думать своей головой и ищущие того, кто сделает их жизнь лучше? Кто же?
Может, на этот вопрос ответит баснописец Крылов? Узнаете себя в лягушках?
Ни один царь им не подошел.
«Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь?— так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»
Живем, мечтая, что кто - то придет и сотворит чудо. Да кто же должен сделать нашу жизнь лучше? Кто- то, но не мы?
Пока каждый человек не исправит себя, власть исправлять БЕССМЫСЛЕННО!
Потому что власть - это и есть МЫ. Начинать надо с себя.
3. Ближе к жизни.
В итоге: как литература теперь может помочь людям в жизни? Раньше мы говорили: литература развивает умение чувствовать, умение сопереживать, быть сострадательным? На уроках ещё почувствуют, но, выйдя из школы, тут же забудут и пройдут мимо тех, кому нужна помощь.
Да, призывы к доброте, преданности, человеколюбию звучат, и правда, как атавизм.
И это при том, что дети у меня хорошие, не отморзки какие-то. И многие читают, но что? И я, честно, хочу, чтоб они любили литературу, как я её люблю, любили страну хотя бы "странною любовью"..
Но слово и дело расходятся. И они это видят, поэтому не верят, что есть люди "с солнцем в крови". И не дети здесь иногда виноваты.
Теперь вы понимаете, почему я чувствую себя преподавателем латыни?