15,5K подписчиков

«Писатель не должен думать о критике, так же как солдат о госпитале». Ко дню рождения Стендаля (1783-1842).

Коллаж ТД «Библио-Глобус»
Коллаж ТД «Библио-Глобус»

📖 Мари-Анри Бейль, он же Котоне, он же Сальвиати, он же Лизио, он же Висконтини, он же Фредерик Стендаль - таможенник, офицер кавалерии, продавец скобяных изделий... Именно так именовал себя писатель, известный сегодня каждому как великолепный романист, а в начале XIX века - только как автор книг о достопримечательностях Италии, которую беззаветно любил (кстати, слово «турист» придумал и ввёл в широкое обращение именно Стендаль). Зачем же столько лишних псевдонимов? Многие литературные критики считали, что таким образом Стендаль пытался скрыться от ненужной ему известности - но зачем же тогда вообще писать? Да и скрыться от литературной славы ему все же не удалось...

Современники не приняли и не оценили творческие порывы писателя - его романы пришлись не ко времени: написанные несколько суховатым стилем, его тексты весьма отличались от романтических сочинений Жорж Санд, Гюго, Шатобриана. Настроенных на лирический лад читателей (а, особенно, читательниц) отвращала от книг Стендаля его несколько нарочитые ироничность, насмешливость и скептицизм. Критики не считали произведения Стендаля стоящими внимания («Красное и чёрное» в том числе), а самого автора даже не включали в списки французских писателей.

Свободная от всяческих догм, в том числе и моральных, яркая индивидуальность всегда была идеалом Стендаля, считавшего Наполеона истинным образцом своей небесспорной догмы. Писатель даже разработал своеобразное учение, названное им «эгоизмом» или «бейлизмом», положив в его основу следование интересам личности, применяя окружающее общество единственно как театр для ее самореализации. При этом источником любого жизненного опыта Стендаль считал только чувства и собственный внутренний мир - «наблюдение за поведением человеческого сердца».

По-настоящему Стендаля открыл для читающей публики Оноре де Бальзак, посвятивший ему известный «Этюд о Бейле»: «Г-н Бейль, с его простой, наивной и неприкрашенной манерой рассказывать, рискует показаться неясным. Достоинства, которые нужно бы изучать, могут остаться незамеченными», - писал восхищенный автор Бальзак.

Автор «Пармской обители» и «Красного и чёрного» всегда называл литературную известность лотереей: если повезёт, попадёшь на гребень славы. Позволим себе не согласиться с этим утверждением?

📖 Из книг Стендаля:

✍🏻 Участь глубокой старости зависит от того, на что потрачена молодость.

✍🏻 Удовольствия каждого человека различны и часто противоположны; этим объясняется, почему то, что для одного индивидуума — красота, для другого — безобразие.

✍🏻 Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации.

✍🏻 Любовь — единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит.

✍🏻 Все можно познать, только не самого себя.

✍🏻 Любовь - это соревнование в том, кто принесет друг другу больше радости.

✍🏻 Великий человек подобен орлу: чем выше он взлетел, тем меньше доступен взору; за свое величие он наказан душевным одиночеством.

✍🏻 Грустный вид совершенно не соответствует хорошему тону, надо иметь вид не грустный, а скучающий. А если у вас грустный вид, значит, вам чего-то недостает, вы в чем-то не сумели добиться успеха. Это значит выставлять себя в невыгодном свете. И, наоборот, если вы скучаете, тогда в невыгодном положении оказывается тот, кто напрасно пытался вам понравиться.

📚 Сочинения Стендаля

⚡️⚡️⚡️https://www.bgshop.ru/information/page/akciya

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и приходите в «Библио-Глобус» 😘