5,1K подписчиков

Три пропущенных. Три умных хоррора 2010х.

6,5K прочитали

Не выходи из дома

poster to "Don't leave home"/2018/Michael Tully/Dialectic, DreamAlliance Entertainment, Indie Entertainment/Источник - crypricrock.com
poster to "Don't leave home"/2018/Michael Tully/Dialectic, DreamAlliance Entertainment, Indie Entertainment/Источник - crypricrock.com

Хотелось бы написать, что фильм вырос из ирландской городской легенды, как заявлено в слогане, но, в действительности, авторы сами создали эту легенду, и это ничем не хуже. Вообще, хорроры, эксплуатирующие идею городских легенд и мифов, получаются особенными. "Не выходи из дома" не стал исключением. За основу тут взята не страшилка про человека из подворотни, а жуткая почти что притча о художнике-сановнике, чей дар стал его проклятием.

shot from Don't leave home"/2018/Michael Tully/Dialectic, DreamAlliance Entertainment, Indie Entertainment/Источник - imdb.com
shot from Don't leave home"/2018/Michael Tully/Dialectic, DreamAlliance Entertainment, Indie Entertainment/Источник - imdb.com

Итак, после небольшого вступления, иллюстрирующего ту самую легенду, мы знакомимся с главной героиней. Мелани занимается созданием диорам, и для неё это - не просто способ заработать, изготавливая миниатюрные "колизеи". Мелани ищет всевозможные истории о странных событиях и воссоздаёт их в миниатюре. В этот раз её заинтересовала та самая легенда о 8-летней девочке, которую преподобный Алистер Бёрк запечатлел молящейся на холсте, и которая исчезла без следа на следующее утро. Мало того - после этого пропало и изображение девочки с холста. Наша героиня Мелани создаёт прекрасную диораму, которую, однако, подвергают критике, и это грозит её финансовым крахом, когда вдруг... Вдруг объявляется агент мистера Бёрка, который после того случая ушёл из сановников и исчез для мира, и агент предлагает Мелани возможность продать диораму, но самое важное - встретиться с самим Бёрком.

Да, тема творчества и связанных с ним трансформаций - это достаточно зрелая тема, и фильм получился несколько под стать. Несмотря на то, что "Не выходи из дома" - картина производства США, фильм впитал традиционные для европейского кино особенности подачи - временами кажется, что смотришь образчик европейского кино 80-х - поэтому приготовьтесь к самобытному темпу и спокойным размеренным приёмам. Хотя в фильме есть пара-тройка стандартных трюков, основной компонент атмосферы и саспенса - рефлексия на необычной механике этой самой легенды и попытка угадать развязку. И её можно угадать - это можно было бы записать фильму в минус - но этой картине есть чем гордиться.

Во-первых, на фоне бесконечных историй о призраках/психопатах/экзорцизме и временных искажениях картина удивляет достаточно простой но интригующей легендой. Во-вторых, фильм очень самобытен в подаче и способах создания атмосферы, как я уже говорил. Да, он снят без лишнего лоска, местами простоват, но, на мой взгляд, для раскрытия темы и создания вполне интересного, пусть и несколько предсказуемого финала, авторы сделали всё необходимое. Фильм запоминается, его можно поставить в один ряд с "Песнью дьявола", "Я не серийный убийца" или "Дарами смерти"(ссылки в конце статьи). Потому что это не штамповка.

Уиджи: Проклятье Вероники

Этот фильм основан больше чем на легенде - хоррор 2017 года, названный в оригинале в честь главной героини "Вероника", основан на реальной истории девушки с другими именем - Эстефания Гутьеррез Лазаро. Смерть Эстефании, школьницы из Мадрида, в августе 1991 года, до сих пор остаётся загадкой, привлекающей внимание всех увлеченных мистикой и хрониками необъяснимого. Эксперты так и не смогли объяснить причину смерти Эстефании - в течение полугода после спиритического сеанса с доской уиджи, который Эстефания провела с одноклассницами, девушка страдала от галлюцинаций и навязчивых мыслей, однако ни один из многочисленных врачей, к которым Эстефанию водили встревоженные родители, не подтвердили никаких проблем со здоровьем. Кроме того, после смерти девушки, семью преследовали странные необъяснимые вещи, вроде открывающихся дверей и включающихся электроприборов. После того, как семья переехала в другой дом, всё прекратилось.

shot from "Veronica"/2018/Paco Plaza/Apache Films, Expediente La Película A.I.E., Radio Televisión Española (RTVE)/Источник - filmaffinity.com
shot from "Veronica"/2018/Paco Plaza/Apache Films, Expediente La Película A.I.E., Radio Televisión Española (RTVE)/Источник - filmaffinity.com

Казалось бы - что может быть интереснее, чем фильм ужасов, основанный на реальных событиях, тем более, случай действительно загадочный и вызывающий массу вопросов. Однако, как правило, такие проекты преследует не лучшая участь, в том числе, из-за создания избыточного потенциала, а также из-за обвинения авторов в отклонениях от фактов. С "Вероникой" так и вышло - и "помогли" с этим избыточный промоушн с преждевременными титулами "самый страшный фильм всех времен" и местные локализаторы, которым можно в очередной раз отвесить поклон за кривой перевод названия ради наживы - у нас зачем-то приписали фильм к линейке "Уиджи", при чём линейке весьма посредственной. Так фильм получил достаточно низкие оценки, будучи на голову выше многих типовых хорроров, схвативших по 6-7 баллов.

Итак, в основе картины лежит реальная история, которую авторы пересказывают, конечно, со значительными отступлениями и фантазиями. Нас довольно резко вводят в историю с мистической доской, которую главная героиня Вероника покупает в местном ларьке, чтобы по договоренности с лучшей подругой испытать уиджи во время полного солнечного затмения. Этот реальный случай затмения действительно произошёл в том же году, что и инцидент с Эстефанией, но он никак не связан с историей - авторы добавили его для эффектности. Итак, пока все смотрят на затмение через негативы, подруги в компании ещё одной "чужачки" заглядывают в потусторонний мир. Доска "выбрала" Веронику ведущей, и после нескольких ответов ситуация вышла из-под контроля, Вероникой будто овладело что-то на пару минут. Так или иначе, всё закончилось, все разошлись, однако, Веронику стали преследовать жуткие видения, более того - они стали угрожать её семье. Попытки девушки разобраться и справиться ни к чему не приводили, ведь её не к кому было обратиться за помощью.

И вот тут мы натыкаемся на важную компоненту - социальную, которая разворачивается в "Веронике" подспудно. В неё мы погружаемся плавно, с самых первых после интро сцен, завороженно наблюдая за рутиной и бытом главной героини Вероники, старшего ребёнка в многодетной семье, лишившейся отца, школьницы, на чьи хрупкие плечи лёг целый воз ответственности за младших детей. Режиссёр Пако Пласа, полюбившийся многим за первый "Репортаж", родом из Испании, и ему отлично удалось осветить социальную проблематику в фильме. По сути, Вероника не смогла справиться с проблемами, потому что осталась совсем одна - она не могла обратиться к матери, которая сама взвалила на неё кучу проблем, она чувствовала ответственность за младших детей, подруга отвернулась от неё, не желая мириться с её чудачествами. Да и обратилась к доске Вероника неспроста - она хотела пообщаться с отцом - единственным, наверное, в мире человеком, который понимал её, и который один мог бы помочь ей с её проблемами, хотя бы тем, что остался бы в живых. Обращение к магии - тоже своего рода эскапизм, а любой эскапизм может быть опасным для психики, ведь он заставляет верить адепта в иной мир.

Авторы создали интересное рассуждение на тему необъяснимого события, за которое многие фанаты мистики держатся, как за спасительную соломинку, доказывающую существование сверхъестественного - с одной стороны, Пако Пласа не отрицает возможность потусторонних сил, с другой, делает мощный акцент на положении героини в реальном мире, из которого, возможно, был только один выход - через некую дверь, и не так важно, кто через неё вошел.

shot from "Veronica"/2018/Paco Plaza/Apache Films, Expediente La Película A.I.E., Radio Televisión Española (RTVE)/Источник - lacuartapared.com
shot from "Veronica"/2018/Paco Plaza/Apache Films, Expediente La Película A.I.E., Radio Televisión Española (RTVE)/Источник - lacuartapared.com

Также похвалы заслуживают некоторые визуальные решения, работа оператора, интересные переходы кадра. Самобытности придаёт выбранный автором в качестве саундтрека альбом местных рок-героев Heroes Del Silencio. Отлично сыграны партии всех детских персонажей, получился просто замечательный ансамбль. Маленькие детали вроде младшего брата, который каждый вечер обещает "больше не писаться в кровать" или странной песенки, добавляют миру реализма. Есть и спорные решения - вроде недостаточно продуманного персонажа слепой монахини, также фильм несколько перегружен, режиссёр всё же не удержался от использования клише, типа резких звуков в некоторых сценах, и это идёт в минус. Однако, фильм никак не достоин титула "типичный хоррор о спиритизме" - тут интересно наблюдать за персонажами, изучать мир и рассуждать о том, что же произошло на самом деле, и что вообще могла сделать героиня, будучи собой.

Мастер очистки

poster to "The Cleanse"/2016/Bobby Miller/Alcide Bava Pictures, BRON Studios, Gilbert Films/Источник - heavenofhorror.com
poster to "The Cleanse"/2016/Bobby Miller/Alcide Bava Pictures, BRON Studios, Gilbert Films/Источник - heavenofhorror.com

Самый любопытный ход этого фильма, как ни крути - понаблюдать за "Леонардычем" из "Теории Большого Взрыва" в иной роли. Вообще, это всегда необычный опыт - наблюдать за героем привычного ситкома или драматического эпоса вне континуума привычного для персонажа мира. Ты волей-неволей приписываешь незнакомому персонажу уже сросшиеся с актёром черты, и всё ждёшь, когда же "появится Шелдон, и будет смешно". Но Шелдон не появится, и особенно смешно не будет. Так что, хотя это и самый любопытный ход авторов, он же и самый спорный, ведь половину экранного времени ты просто пытаешься поверить в иной экранный образ.

shot to "The Cleanse"/2016/Bobby Miller/Alcide Bava Pictures, BRON Studios, Gilbert Films/Источник - rottentomatoes.com
shot to "The Cleanse"/2016/Bobby Miller/Alcide Bava Pictures, BRON Studios, Gilbert Films/Источник - rottentomatoes.com

Нельзя сказать, что образ очень яркий - мужчина средних лет, неудачник, со странным чувством юмора, недавно оставленный за бортом отношений, потерявший к тому же работу. Нельзя, однако, сказать, что образ не пошёл Джонни Галэки - наоборот, ему очень органично удалось сыграть эту партию. Как известно, люди в таком состоянии потерянности и отчаяния, как правило, ищут и находят себя в каких-либо организациях и движениях - это может быть всё, что угодно, важен массовый эгрегор. И наш герой Пол случайно находит такой, скажем, клуб - клуб духовной и физической очистки, предлагающий адептам избавить от токсинов тело и очистить душу от боли.

Конечно, в группе оказывается весьма симпатичная девушка, увлеченность которой становится последней каплей в чаше решимости Пола - и скоро для Пола наполнят новую чашу, вернее, банку с какой-то странной жижей, и каждый день на турбазе, куда Пола и собратьев по очищению привозят, они должны выпивать по такой банке. Кроме того, конечно, участники проходят всевозможные духовные техники, однако, скоро оказывается, что вся суть - в этих банках с жижей, и очищение происходит совершенно неожиданным способом.

Этот способ действительно немного удивляет, и визуализация всего плохого, что содержалось в этих одиноких уставших людях, вышла интересная. Пол не только занят очищением, он всячески пытается завязать общение с понравившейся девушкой, и, в итоге, у него получается. Для всех участников процесса детокс проходит по-разному, и на этом построены побочные истории. Основная же заканчивается вполне логично и ожидаемо, из-за чего третья треть несколько проседает - прибывший мастер Гуру сообщает героям условия последнего этапа очистки, но эта сцена вас вряд ли удивит - вы, скорее всего, догадаетесь куда раньше.

Однако, всё же фильм вполне неплохой - смотрится как растянутая на полный метр серия "Комнаты 104", хороший крепкий эпизод с вполне грамотной реализацией. Небольшая байка, которая, по крайней мере, предлагает интересную визуализацию, которая способна попугать и посмешить, как "Гремлины" (имею ввиду именно визуальное решение, а не общее впечатление). Такие вещи сейчас редко делают - в силу явной нереалистичности таких решений кинематографисты отдают предпочтение условным заэкранным внутренним монстрам, психическим искажениями и прочему. И этим фильм отличается. Кстати, название "Master Cleanse" копирует название книги об одной известной в Штатах с 40-х годов детокс-системе, которой пользовались многие знаменитости, и которая также заключалась в ежедневном употреблении неких лимонадных коктейлей.

Тут обзоры крутых самобытных триллеров для тех, кто ценит атмосферу:

Триллер "Я не серийный убийца" в этой подборке

Интереснейший хоррор об экзорцизме и мире духов "Песнь дьявола" здесь

Отличный инди-хоррор с сюжетом о мире духов с темой творчества и песней Metallica на титрах "Дары смерти" тут