24 января 1943 года, воскресенье, 582-й день войны
Войска Брянского и Воронежского фронтов начали проведение Воронежско-Касторненской операции, выполняя задачу: ударами по сходящимся направлениям с севера и с юга по флангам 2-й немецкой армии окружить и уничтожить ее основные силы, освободить важный в оперативном отношении районы городов Воронеж и Касторное и тем самым создать необходимые условия для дальнейшего наступления на Курск и Харьков (закончена 17 февраля 1943 года).
"Товарищи! Перед вами – древний русский город Воронеж. В недавнем прошлом – город больших социалистических фабрик и заводов, город жизнерадостного советского студенчества, город благоухающих садов и парков. На нас возложена почетная задача – полностью уничтожить вражескую группировку противника, освободить Воронеж. Вперёд и только вперёд! На нас смотрит вся страна. Нас осеняет великое знамя Ленина. Покройте славой свои боевые знамена. Пусть отныне и навеки с гордостью звучат слова: “Я бил немцев у Воронежа. Я освобождал верховье Дона”. Бойцы, командиры и политработники! Военный совет призывает вас наступать смело, решительно, дерзко и без остановки. Гоните врага на запад без передышки, окружай-те и уничтожайте его, не давайте останавливаться и укрепляться…”.
(Военный совет 60-й армии).
В частях и соединениях с нетерпением ждали приказ о наступлении. Из штаба 60-й армии он поступил 24 января 1943 года в 23.00. Приказ был подписан командармом генералом И.Д. Черняховским и гласил:
“1. Противник, опасаясь окружения, с наступлением темноты 24.1. 43 начал отход, оставляя город Воронеж. Свой отход противник пытается прикрыть арьергардами.
2. Правому крылу армии немедленно перейти в наступление всем фронтом, имея ближайшей задачей нанести удар в направлении:
а) Подклетное, Семилуки, ст. Латная;
б) Юневка, восточная окраина Хохол. Не допустить отход Воронежской группировки противника и уничтожить её”.
Сразу же по получении приказа в наступление двинулись части 60-й армии. В небо взвились ракеты. Со стороны областной больницы по ул. Клинической, Громова, Плехановской, Ленина наступали бойцы 121-й сд. Правый фланг дивизии разворачивался в сторону Семилук; от Монастырщенки к Придаче по льду двигались воины 8-й истребительной бригады. Они поднимались по улицам Ст. Разина, Помяловского, К. Маркса, ул. Сакко и Ванцетти, Большой Чернавской.
С Чижовского плацдарма ударили бойцы 100-й сд. Главными улицами у них были 20-летия Октября и Чапаева, объектами атаки—военный городок, маслозавод, мясокомбинат, корпуса механического завода. Сбивая арьергардные заслоны бойцы неудержимо рвались на запад.
Из дневника - воспоминаний А.П. Ламаша:
“24 января. Днем сравнительно тихо. Мимо завода идут поезда с пленными немцами. Их везут тысячами, вшивых, грязных.
Вечером где-то глухо бьют орудия. В небе множество разноцветных ракет. Над Воронежем летают наши маленькие У-2. Они зажигают над городом десятки ярких фонарей. Ночь лунная, красивая…
В два часа ночи неожиданно раздается телефонный звонок. Звонит секретарь горкома партии. Он сообщает: «Наши войска входят в город. Собирайтесь!» Это известие моментально подняло всех рабочих на ноги. Радости не было конца.
В городе глухие взрывы. До самого рассвета никто из нас не спал. Мы готовились к тому, чтобы вместе с гарнизоном войти в наш родной Воронеж. Приготовили наше боевое знамя.
Из гарнизона нас предупреждают, что пока в город входить нельзя: взрываются мины замедленного действия. Немец взорвал здание обкома партии, Дворец пионеров, холодильник и многие другие здания. Над городом очаги пожаров. В небо поднимаются черные клубы дыма”.