Владимир Шилин
На дворе 1987 год, аэродром Борисоглебск, полигон Алферовка. Идут полеты, летает первая эскадрилья наиболее подготовленная в полку, и отрабатывает боевое применение в составе звеньев (четыре самолета) на полигоне. Я руковожу полетами на полигоне.
Заходит очередное звено на бомбометание, даю разрешение на работу. У крайнего четвертого ведомого нет сброса бомб (оказалось, что их просто не подвесили из-за того, что они кончились). Остальные бомбы звена (шесть штук) легли кучно одна за другой, крайняя не долетела до центра круга метров двадцать. Если бы подвесили все бомбы, то последние попали бы точно в центр мишени, я только потом понял, как нам всем крупно повезло, что бомбы так вовремя закончились.
В этот момент мой помощник (в его обязанности входит, в том числе контроль появления посторонних на мишенном поле) с вышки кричит, что на мишенном поле он видит людей. Дело в том, что помощник сидит намного выше меня и ему весь полигон виден как на ладони. Я запрещаю работу всем экипажам и отправляю их на аэродром. Мой помощник садится в машину и едет на мишенное поле, разбираться, что там за люди. Я со своей вышки наблюдаю за ним. Вижу, как он из центра мишенного круга сажает в кабину одного за другим каких-то людей. Как оказалось потом, их было пять или шесть человек, все пацаны по 12-14 лет.
Вызываю начальника полигона, и начинаем вместе с ним разбираться, как мы чуть не убили детей и не оказались в тюрьме. Оказывается, местная Новохоперская школа вывезла шестые и седьмые классы на практику на уборку чего-то там, в местном совхозе. Совхозное поле находилось прямо рядом с полигоном, который был естественно огорожен забором с колючей проволокой. При производстве полетов дополнительно выставлялось еще и оцепление. Эти ребята, тайком от учителя и нашего оцепления пробрались на полигон из любопытства, решили посмотреть, что там интересного находится.
После этого случая по моей команде начальник полигона поехал в Новохоперск и провел повторно там со всеми школами инструктаж о мерах безопасности и строгом запрете приближаться к полигону.
Буквально на следующий день пришла шифровка из главного штаба ВВС о том, что на каком-то другом полигоне произошла гибель детей в аналогичной ситуации из-за несанкционированного проникновения на полигон посторонних. Начальник полигона и руководитель полетов сели в тюрьму. Вот что значит строго соблюдать или не соблюдать все законы летной службы. Этот случай постоянно напоминает мне о превратностях судьбы и добавил несколько седых волос на моей голове.