Идея превратить вращательное движение в линейное перемещение, была настолько удачной, что за века не изменила своего главного принципа. История человечества зафиксировала появление лебедки еще в Древнем Египте при строительстве пирамид. Конечно, тогда основным материалом, из которого изготавливали это орудие труда было дерево.
Лебедка пришла на смену рычагу, который при повороте вокруг точки поры обеспечивал выигрыш в силе. Колесо и ось сформировали циркулярный рычаг, который дал большой выигрыш в силе. Если учесть, что первое колесо появилось в Месопотамии за 3 тыс. лет до н.э., то вполне можно представить, что лебедка появилась в это же время. Есть исторические факты, свидетельствующие что в VIII веке до нашей эры использовался простой шкив или блок, состоящий из колеса с желобчатым ободом, на которую наматывали канат или веревку.
Это устройство перенаправляло приложение силы, но не обеспечивало выигрыша в ней. Более сложную конструкцию из нескольких блоков придумал Аристотель. Плутарх описывал, как Архимед наглядно показал преимущества блочной системы, движением руки заставив огромный трёхмачтовый кораблю подойти к берегу.
Лебёдки выполняли не только работы по подъему воды и стройматериалов, с их помощью заряжали самое разрушительное по тем временам оружие – катапульты, применяемые при осаде крепостей и городов. В Китае во II веке до нашей эры использовались горизонтальные лебедки и вертикальные капстаны. В это же время там появились коленчатые рычаги.
До XIV - XV веков конструкция лебедки почти не менялась. Модернизировать ее пришлось по мере развития появлении судостроения и мореплаванья. Горнорудные предприятия также не могли обойтись без усовершенствованного механизма. Основной скачок развития промышленности в Западной Европе в XVIII веке не мог не отразится и на конструкции этого механизма. Тем ни менее, еще целое столетие основные узлы этих устройств были выполнены из дерева.
Конструкция из лебедки и коленчатого рычага облегчала подъем тяжестей и откачку воды из шахт, а также позволяла запустить токарный станок. Эта средневековая инновация сделала возможной тщательную обработку деревянных и металлических деталей, что в свою очередь позволило изготавливать точные механизмы, начиная с часов и заканчивая паровыми машинами. Правда, рабочие у таких станков вынуждены были отдыхать каждые пять минут.
У лебедки остались и ее прямые обязанности – поднимать грузы. Лебедки и полиспасты стали сочетать между собой, чтобы иметь возможность переносить грузы огромной тяжести с большей скоростью при меньшей затрате усилий. Именно в это время появляются прообразы современных кранов – переносных и поворотных. В конструкциях появились детали из стали. Это были оси, храповики и крюки.
В 1880 году в Германии появились электроприводы, что позволило создать электрические фрикционные лебедки. В начале двадцатого века изобрели электрореверсивный подъемный механизм. И лебедка превратилась в электрические подъемники и мостовые краны. Сегодня приводы в лебедках могут быть ручными, электрическими и гидравлическими. Сами лебедки делятся на подъёмные и тяговые.
С разнообразием современных лебедок можно ознакомится здесь.