Найти тему
Океан Между Нот

Если бы до конца жизни вы могли послушать только три музыкальных произведения, то какими бы они были?

Оглавление

На этот текст меня спровоцировал недавний ролик Бретта Янга и Эдди Чена на канале TwoSet Violin в YouTube. Весьма качественный контент делают ребята. Рекомендую!

Вопрос, конечно, интересный. Ответить сразу невозможно, потому как любимой музыки очень много и выбрать только три произведения трудно. Но я попробую.

Итак, три моих "последних в жизни" трека.

Чайковский. Евгений Онегин

Из всего многообразия шедевров оперного искусства я останавливаюсь на этом произведении Петра Ильича, в конкретном исполнении: запись 1955 года Большого театра СССР, дирижёр Борис Хайкин. Ленского поёт Сергей Лемешев, Татьяну - Галина Вишневская.

Всем начинающим своё путешествие в мир классической музыки всегда советую именно Чайковского и эту оперу. Шикарные мелодии запоминаются легко. После нескольких прослушиваний вы сможете подпевать. Например, всем участницам первой сцены.

Вообще, оперу следовало бы назвать "Татьяна Ларина", ибо блёклый образ Онегина и его баритональная партия - большая неудача композитора. Даже меццо второстепенной Филипьевны производит большее впечатление.

В целом же опера динамична, без неоправданных длиннот и "вставных" арий. Отмечу кульминации: ариозо Ленского, письмо Татьяны в обрамлении диалогов с няней, ссора на балу Лариных, предсмертный дуэт Ленского с Онегиным.

Третье действие немного не дотягивает до уровня всего произведения, но заключительная сцена, а точнее великолепная партия Татьяны в нём - спасает положение. Реплики Онегина по большей части невразумительны, сбивчивы и полны тестостерона. Кого он хотел поразить? И главное чем?Неуклюжим пением? Поспешными признаниями? Поэтому Татьяна закономерно посылает его на высокой ноте: "Прощай навек!". Отличный финал.

Шостакович. Первый скрипичный концерт

Фортепиано может быть лиричным, виолончель - задушевной, но по интимности высказывания все они уступают скрипке.

Первая часть - Ноктюрн - заполнена философскими раздумьями и сосредоточенным самоанализом. В неторопливый поток изысканной музыкальной поэзии, сотканный из прихотливых мелодий и самобытного шёпота оркестра, включается инфернальный, порой благородно сдержанный, порой мятежно настойчивый, голос скрипки. Голос человека и голос идущий изнутри человека.

Музыка ноктюрна достигая крайнего напряжения, приобретает такую высокую эмоциональную температуру высказывания, и вместе с тем возвышенность, что воспринимается как разговор человека с самим собой. Отчаянно выстраданная, как будто вынутая из бесконечных глубин сердца, мелодия завершается уходом звука скрипки в верхние регистры иных измерений.

С трудом построенная гармония мгновенно разрушается с первыми тактами второй части концерта. Человек спускается на землю, завлекаемый ритмом танца. Кульминация части - безудержный разухабистый пляс - один из самых ярких моментов всего концерта.

Третья часть - нерукотворная по трагизму пассакалия - начинается призывно-грозными фанфарами. Постепенно музыка теплеет, подготавливая к вступлению скрипки. Горестный монолог гипнотизирует, не оставляет равнодушным. Мелодия здесь приобретает речевую выразительность.

Каденция органично вытекает из пассакалии, она полна безысходности и боли. Но жажда жизни и нежелание мириться с ударами судьбы побеждает. Финальная бурлеска феерична и стремительна. Разноголосица внешнего мира, существующего вне зависимости от личности, вовлекает её в свой круговорот. Это смех сквозь слёзы, которые не видны, а загнаны глубоко внутрь. Композитор говорил, что в музыке финала выражена "радость человека, вышедшего из концлагеря".

Малер. Третья симфония

Человек интересующийся академической музыкой рано или поздно знакомится с гением Густава Малера. Если этого не происходит, то любитель классики, увы, никогда не выйдет из "неофитской" поры восхищения "Временами года" Вивальди, "Свадебного марша" Мендельсона, "Танца с саблями" Хачатуряна и "Маленькой ночной серенады" Моцарта, то есть, навсегда останется поклонником "классической попсы".

Симфонии Малера характеризуются так:

Каждое прослушивание - новый маршрут. Из десяти оконченных симфоний композитора я выбираю Третью.

Вселенная в ре миноре. Более полутора часов наслаждения близкого к экстазу. Огромная первая часть не укладывается ни в одну традиционную форму. Патетические речитативы духовых сменяют наивные пасторальные наигрыши, на смену траурным и бравурным маршам приходит сосредоточенный хорал. Неимоверные по накалу нагнетания напряжения и бурные разрядки. Это Лето:

победитель, шагающий среди всего, что растёт и цветёт, ползает и летает, мечтает и томится и, наконец, того, о чём мы можем лишь догадываться ...

Далее следуют грациозный менуэт с элементами гротеска и грубовато-юмористическое скерцо. Взрывной финал скерцо звучит в незабываемой сцене "Казнь мачехи" балета Анжелена Прельжокажа "Белоснежка".

В четвёртой ночной части у контральто, как голос свыше, звучат стихи Фридриха Ницше:

О, внемли, друг!
Что полночь тихо скажет вдруг?
"Глубокий сон сморил меня, -
Из сна теперь очнулась я:
Мир - так глубок,
Как день помыслить бы не смог.
Мир - это скорбь до всех глубин,-
Но радость глубже бьёт ключом:
Скорбь шепчет: сгинь!
А радость рвётся в отчий дом, -
В свой кровный, вековечный дом!"

Пятая часть - радостное утро. Мир просыпается под звуки природы и волшебные унисоны песни "Три ангела пели сладостный напев".

И только стихает последний отзвук радостного благовеста, как наступает последняя фаза симфонического цикла - необычайный по лиризму и красоте финал. В нём нет драматизма, нет накала страстей. Темы естественно вытекают одна из другой, чтобы слиться в общем движении. Музыка становится всё светлее и проникновенее, пока не разрывается ослепительно-торжественной кодой.

У меня всё.

Полный каталог всех статей, нарративов и видео канала.

Традиционная несмешная байка:

Летом 1908 года Малер завершил сочинение вокальной симфонии, но, видимо, находясь под воздействием предрассудка, упорно не хотел давать ей Девятый номер.

"Нефритовая флейта", "Песнь печали Земли" ... в конце концов композитор остановился на "Das Lied von der Erde" ("Песнь о Земле"). Частично суеверие всё-таки сбылось. Первое исполнение симфонии состоялось только после смерти композитора.

Известно, что Шостакович боготворил это произведение. И как вспоминает Кшиштоф Мейер, композитор как-то сказал ему:
- Если бы мне оставалось жить всего час, я бы хотел послушать последнюю часть из "Песни о Земле".