Найти тему

Усилитель звука в автомобиле: прихоть или необходимость?

3,7K прочитали

Всем привет, с вами Pioneer! Многие автолюбители не понимают, зачем нужен усилитель звука в машине, а после изучения теории может возникнуть вопрос: «А нужен ли усилитель звука мне?».
Надеемся, сегодня у нас получится дать вам однозначный ответ на этот вопрос.

Что же такое усилитель звука?

Усилитель звука – электрический прибор, усиливающий электромагнитные колебания. Рассмотрим «на пальцах».

Не важно, какой у вас источник: при прямом подключении на динамики поступает аналоговый сигнал, благодаря чему диффузор динамика «ходит» или двигается, и в результате этого движения вы слышите звук. Но питание магнитолы и мощность встроенного усилителя не позволяют управлять головкой динамика точно. Иначе на ресивер пришлось бы подавать провода большого сечения и каким-то чудесным образом поместить внушительных размеров электрические схемы в корпус, а про охлаждение такого устройства в торпеде рядом с печкой и говорить не стоит…

Вывод прост: можно слушать музыку с магнитолы без усилителя через правильно подобранные компоненты с высокой чувствительностью и низкой RMS, но для достижения наилучшего качества и более высокой точности усилитель необходим. Мнение, что усилитель звука нужен для прослушивания на внушительной громкости, – ошибочно. Да, без усилителей громкую систему построить невозможно, но громкостью применение этих устройств отнюдь не ограничивается.

Всем привет, с вами Pioneer! Многие автолюбители не понимают, зачем нужен усилитель звука в машине, а после изучения теории может возникнуть вопрос: «А нужен ли усилитель звука мне?».

Бытует мнение, что усилитель нужен только сабвуферам. К сожалению, оно тоже не верно. Сабвуфер, по большому счёту, такой же динамик, у него тоже есть магнит, катушка, подводящие, диффузор и прочее. Его геометрические размеры несколько отличаются от остальных из-за его назначения – отыгрывать низкие частоты. Высокочастотным динамикам – твитерам, среднечастотным и низкоиграющим серединам (мидбасам) усиление тоже не помешало бы.

Музыка – это очень динамичный сигнал, где для качественного воспроизведения нужно точно управлять динамиком. Если композиция требует резко остановить диффузор мидбаса, он должен сделать это сразу же, а не качаться, давая ненужные паразитные колебания. Именно эту работу делает усилитель, используя энергию бортовой сети автомобиля для полного контроля всей аудиосистемы.

Фото предоставлено: www.instagram.com/legendautospb
Фото предоставлено: www.instagram.com/legendautospb

Какие бывают усилители?

Усилители, как это ни странно, бывают разные. Рассмотрим характеристики усилителей звука подробнее.

Количество каналов. Если канал один – значит, перед вами моноблок для подключения сабвуфера или сабвуферного звена из нескольких сабвуферов, к примеру, моноблок GM-D9701 или GM-D8701.

Моноблок GM-D9701
Моноблок GM-D9701

Двухканальные, четырёхканальные предназначены для подключения фронтальной акустики и/или тыловой поддержки, например, четырёхканальный усилитель GM-D9704 (см.фото ниже). Большинство таких усилителей поддерживают мостовой режим – режим, при котором каналы усилителя объединяются в один, распределяя нагрузку между собой, что позволяет получить больше мощности, чуть потеряв в точности управления головкой динамика. Такое решение используется для подключения, например, сабвуферов.

Четырёхканальный усилитель GM-D9704
Четырёхканальный усилитель GM-D9704
Двухканальный усилитель GM-A3702
Двухканальный усилитель GM-A3702

Классы усилителей. Существует несколько классов усилителей звука: А, В, АВ, D. Класс A – самый качественный, передаёт поступающий на него сигнал почти без искажений, но из-за этого потребляет большое количество тока даже в покое, ведь ему нужно постоянно держать транзисторы в некотором смещении, что вызывает нагрев и низкий КПД в 20–30%. Класс B: КПД несколько выше, чем в классе A, но присутствуют искажения из-за нелинейности двух обратных транзисторов, применяющихся в каскаде этих усилителей. Класс AB – одно из наиболее распространённых решений, компромисс между высококачественным классом A и высокоэффективным, но неточным классом B. В таких усилителях применяется меньший уровень смещения, нежели в классе A, но достаточный для приемлемого прослушивания. В ассортименте Pioneer представлено 4 усилителя класса АВ: 2 двухканальных и 2 четырехканальных. По характеристикам они подходят для большинства аудиосистем, а соотношение цена-качество здесь одно из самых оптимальных.

Четырёхканальный усилитель AB класса GM-A4704
Четырёхканальный усилитель AB класса GM-A4704

Наиболее современное решение – класс D – позволяет получить усиление 100%, близкое к теоретическому пределу. Эти усилители работают совершенно по-другому, сигнал на входе преобразуется в импульсную форму, бортовые транзисторы работают в других режимах, позволяя достичь подобного предела. КПД таких усилителей намного выше, за счёт чего размер меньше, так как эти усилители греются не так сильно, как остальные, и большой корпус, играющий роль радиатора, уже не нужен. В линейке Pioneer представлено несколько усилителей класса D, в том числе и GM-DX874, сертифицированный для воспроизведения Hi-Res аудио.

Четырёхканальный усилитель D класса GM-D8704
Четырёхканальный усилитель D класса GM-D8704

Мощность RMS на импеданс динамика. Этот параметр отвечает за нормальную мощность, выдаваемую на один канал усилителя при определённом сопротивлении цепи, подключенной к этому каналу. Например, усилитель при 4 Ом выдаст 120 Вт, при 2 Ом – уже 160 Вт и так далее. Подбирайте усилители с запасом мощности: для сабвуфера – минимум на 40% больше, для мидбаса – на 10-20%. Твитеры и чистую середину (от 300 Гц до 5,5 кГц) можно подключать 1 к 1, ничего страшного не случится.

Фильтры. На усилитель с ресивера подаётся полная полоса частот, в чистом виде подавать её на какой-либо динамик не имеет никакого смысла: каждый динамик в вашей аудиосистеме должен играть отведённый ему частотный диапазон. Если у вас не процессорная магнитола, то резать эту полную полосу вам придётся на усилителе, и заниматься этим будут встроенные фильтры. ФНЧ – фильтр, плавно отрезающий все частоты выше частоты среза. ФВЧ – фильтр, плавно отрезающий все частоты, что ниже частоты среза. В двухканальных и четырёхканальных усилителях Pioneer есть и ФВЧ и ФНЧ, в моноблоках присутствует только ФНЧ и сабсоник (ФВЧ, отрезающий частоты ниже частоты среза, чтобы отрезать инфранизкие частоты).
Другая характеристика фильтров –
частотный диапазон. Если вы хотите порезать частоты для твитера или середины, а частотный диапазон фильтра ограничен в пределах 50 – 500 Гц, то сделать это не представится возможным.

Усилители обладают и другими характеристиками, например, отношением сигнал/шум, коэффициентом нелинейных искажений и т.д., но эти параметры +- у всех представленных на рынке моделей одинаковые. Единственное, стоит обращать внимание на наличие мостового режима: если вам потребуется подключать к четырёхканальному или двухканальному усилителю сабвуфер, используя мощность двух каналов для «раскачки» динамика больших размеров.

Итоги

Усилители звука являются неотъемлемой частью любой автомобильной и не только аудиосистемы. Усилители – это база, необходимая для точной и чёткой работы диффузоров динамиков всей АС, а не прихоть ради максимальной громкости. В большинстве случаев для улучшения качества звука достаточно просто усилить выходной сигнал, в чем вам и помогут усилители звука. С вами был Pioneer, до новых встреч!